Статьи

Вниманию субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов

23 мая 2022

С целью недопущения поступления и оборота опасной продукции на территории Республики Карелия Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия информирует:

Согласно сведениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Москве, Архангельской, Ярославской и Вологодской областях зарегистрировано 14 случаев отравления нитритом натрия в связи с употреблением пищевых продуктов «Студень столичный категории Б охлажденный», «Студень «Премиум», изготовленных индивидуальным предпринимателем Сказыводовым В.Ю. (г. Иваново, 11 проезд, д. 7).

 

С 23.05.2022 г. до особого распоряжения приостановлено обращение на территории Российской Федерации пищевой продукции всех наименований, произведенной ИП Сказыводовым В.Ю.


 

Письма Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия о выявлении опасной продукции:

Регулирование трудовых отношений на микропредприятиях и НКО

02 февраля 2021

Вопрос бизнес-омбудсмену:

Освободили ли микробизнес от обязанности вести внутренние документы, связанные с трудовыми отношениями?

Ответ: С 1 января 2021 года микропредприятия (штат до 15 человек и выручка до 120 млн руб.) и НКО со среднесписочной численностью, не превышающей величину, установленную отдельным актом Правительства, получили право не принимать локальные нормативные акты, связанные с трудовыми отношениями (Федеральный закон за № 477-ФЗ от 29.12.2020 г.).

Работодатель может отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, а это правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, график сменности и другие акты.

Исключение составляют документы о временном переводе работников на дистанционную работу.

При этом нормы, содержащиеся во внутренних нормативных актах, должны найти свое отражение в трудовых договорах.

Елена Гнётова призвала органы власти внимательно подходить к каждому случаю выявленного административного правонарушения

02 декабря 2020

27 ноября Уполномоченный по защите прав предпринимателей Карелии приняла участие в обсуждении вопросов регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В мероприятии, организованном Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия, также приняли участие представители Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, региональные организации – лицензиаты, представители бизнес сообществ.

Заместитель Министра экономического развития Карелии Елена Игнатенкова рассказала о результатах контроля по Карелии в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. За 2020 год Министерством проведено 268 проверок в отношении 197 хозяйствующих субъектов, что в три раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Как отметила заместитель Министра экономического развития, за десять месяцев 2020 года возбуждено 130 дел об административных правонарушениях, за десять месяцев 2019 года было возбуждено 216 административных дел. Среди причин нарушений предпринимателей: несоблюдение сроков декларирования (ст. 15.13 КоАП РФ), занижение регулируемых государством цен на продукцию (ч.2 ст.14.6 КоАП РФ), нарушение установленного времени продажи алкогольной продукции (ч.3 ст.14.16 КоАП РФ), нарушение учета в области оборота алкогольной продукции (ст.14.19 КоАП РФ), нарушение лицензионных требований (ч.1 ст.14.17 КоАП РФ). Общая сумма штрафов составила 2 105 000 рублей, что на 500 тысяч рублей меньше аналогичного периода прошлого года.

В то же время, как пояснила Е. Игнатенкова, 291 лицензия продлена автоматически ещё на 12 месяцев в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году».

Бизнес-омбудсмен Республики Карелия, отметив снижение количества предпринимателей, привлекаемых к административной ответственности, значительное уменьшение количества штрафов, в то же время обратила внимание на необходимость внимательного рассмотрения каждого административного правонарушения, замены штрафов на предупреждение:


«К Уполномоченному поступают жалобы предприятий общепита, в отношении которых возбуждено административное производство за нарушение срока сдачи декларации в ЕГАИС в период, когда деятельность организаций была приостановлена по указу Президента РФ и распоряжению Главы Карелии. Несвоевременное занесение сведений в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) могло возникнуть из-за форс-мажорных обстоятельств. Предприниматели указывают, что их деятельность по услугам общепита входит в перечень пострадавших отраслей, предприятие было закрыто, реализация алкогольной продукции не осуществлялась, сотрудники не работали, соответственно декларация учёта алкогольной продукции не предоставлялась».


Заместитель министра Елена Игнатенкова пообещала внимательно и обстоятельно разобраться с каждым таким случаем.

Елена Гнетова также задала вопрос о предстоящей маркировке пива и пивных напитков. Представители Росалкогольрегулирования ответили, что в настоящее время маркировка пива и пивных напитков в России проводится в качестве эксперимента, который будет осуществляться в три этапа по февраль 2022 года. По результатам эксперимента Правительством Российской Федерации будет принято соответствующее решение о целесообразности и сроках маркировки.

Информация Министерства экономического развития Республики Карелия о результатах осуществления регионального государственного контроля в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции представлена в презентации:

Управление Роспотребнадзора информирует о необходимости установления санитарно-защитных зон предприятий

01 октября 2019

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) санитарно-защитная зона (далее – СЗЗ) – специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме, является зоной с особыми условиями использования территорий.

В главе VII и приложениях 1 - 6 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 приведены нормативы размеров СЗЗ согласно санитарной классификацией промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений.

СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

В соответствии с ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование с 01.01.2020 года, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в Роспотребнадзор (его территориальные органы), с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ, вправе обратиться в Роспотребнадзор (его территориальные органы), с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ.

В настоящее время порядок установления СЗЗ определен Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее – Постановление, Правила).

В соответствии с п. 2 Постановления правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны.

В соответствии с п. 14 Правил к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект СЗЗ; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ.

В соответствии с п. 16 Правил проект СЗЗ содержит:

а) сведения о размерах СЗЗ;

б) сведения о границах СЗЗ (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);

в) обоснование размеров и границ СЗЗ в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;

г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, в соответствии с пунктом 5 Правил;

д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте "б" пункта 5 Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

Таким образом, хозяйствующие субъекты - объекты капитального строительства, являющиеся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования, должны разработать проекты СЗЗ и для установления СЗЗ обратиться в Роспотребнадзор (его территориальные органы).

В случае невыполнения требования законодательства с 01.01.2020 г. Управлением будет рассмотрен вопрос о прекращении деятельности предприятий, для которых санитарно-защитные зоны не установлены, в судебном порядке.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при подаче документов в электронном виде стала бесплатной

26 сентября 2019

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия информирует, что с 01 января 2019 года государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при подаче документов в электронном виде стала бесплатной.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2018 N 234-ФЗ "О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса РФ", статья 333.35 Налогового Кодекса РФ дополнена новым положением, согласно которому от уплаты государственной пошлины освобождены юридические и физические лица в случае предоставления в регистрирующий орган электронных документов, необходимых для государственной регистрации*.

Возможность подачи документов для государственной регистрации в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), реализована через официальный сайт ФНС России и Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Представители бизнеса, не имеющие своей электронной подписи, могут подать документы для государственной регистрации в бумажном виде нотариусу или в МФЦ, которые в свою очередь направят представленные документы в регистрирующий орган в электронном формате, подписав их своей УКЭП.

При электронном документообороте государственная пошлина не взимается:


За государственную регистрацию создания юридического лица, за исключением государственной регистрации политической партии и региональных отделений политической партии, государственную регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурным подразделением;

За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную ликвидацию юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства;

За государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

За государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.


Несомненными преимуществами электронного документооборота являются:


исключение ошибок при заполнении заявлений, так как при подготовке комплекта документов используется специализированное бесплатное программное обеспечение;

начительная экономия времени в связи с отсутствием необходимости посещать регистрирующий орган при направлении документов и получении документов, подтверждающих факт государственной регистрации (такие документы также формируются в электронной форме, направляются по электронной почте, подписаны УКЭП и равнозначны «бумажным» документам);

минимизация денежных затрат.


Получить более подробную информацию можно по телефону 8-800-222-2222 (Контакт-центр ФНС России, звонок бесплатный).

*- государственная пошлина не уплачивается за совершение юридически значимых действий, предусмотренных пп. 1, 3, 6 и 7 п. 1 ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ, в случаях направления в регистрирующий орган документов в электронной форме.

Администрация может нести субсидиарную ответственность по долгам муниципальных унитарных предприятий

06 сентября 2019

Администрация муниципального района или муниципального образования может быть привлечена к субсидиарной ответственности по неисполненным денежным обязательствам перед бюджетом в случае банкротства муниципальных унитарных предприятий.

При применении субсидиарной ответственности учитывается как имущественная обособленность субъекта (пункт 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, его самостоятельная ответственность (статья 56 Гражданского кодекса Российской Федерации), так и наличие у участников корпораций, учредителей унитарных организаций, иных лиц, входящих в состав органов юридического лица, широкой свободы усмотрения при принятии (согласовании) деловых решений, так и запрет на причинение ими вреда независимым участникам оборота посредством недобросовестного использования института юридического лица (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ содержит ряд положений, разъясняющих, в каких случаях может наступить субсидиарная ответственность:


контролирующим лицом причинен существенный вред имущественным правам кредиторов в результате совершения сделок должника. Это также касается сделок, указанных в статьях 61.2 и 61.3 закона;

размер основного долга, установленного решением о привлечении должника или его должностных лиц к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, превышает 50% от общего размера требований кредиторов третьей очереди, включенных в реестр требований кредиторов по основной сумме задолженности;

документы бухгалтерского учета и отчетности к моменту вынесения определения о введении процедуры наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат обязательной информации или искажают ее, в результате чего затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

документы, хранение которых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации являлось обязательным, к моменту вынесения определения о введении процедуры наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют либо искажены;

на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены обязательные сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице:


1) в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов;

2) в единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.

Помимо этого, статьей 61.12 закона предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по подаче заявления должника в Арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 закона.

Следует отметить, что положениями статьи 61.20 закона предусмотрена возможность взыскания убытков, причиненных должнику его учредителями.

Завершение процедуры банкротства не является финальной стадией расчетов с кредиторами. При наличии оснований заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано и после завершения процедуры банкротства или прекращения производства по делу о банкротстве, или возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом.

Если банкротство действительно было вызвано действиями (бездействием) ответчика, то избежать возложения субсидиарной ответственности не получится.

Налоговики Карелии разъясняют порядок формирования справки об исполнении обязанности

03 сентября 2019

С июля 2019 года изменился порядок формирования данных справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов. Если ранее, при формировании справки учитывалась дата отражения информации в базе данных налогового органа, то теперь задолженность считается погашенной с даты списания денежных средств со счета налогоплательщика.

Своевременное обращение в налоговый орган и получение информации о расчетах с бюджетом поможет избежать негативных последствий, связанных с возникновением задолженности.

Получить информацию об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов можно с помощью сервисов «Личный кабинет индивидуального предпринимателя», «Личный кабинет юридического лица». Помимо этого запрос о представлении соответствующей справки можно представить лично в налоговую инспекцию по месту учета, направить по почте или по телекоммуникационным каналам связи.

Справка формируется в целом по всем налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, подлежащим уплате заявителем, с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекций ФНС России на дату, указанную в запросе.

Если на этот момент за налогоплательщиком будет числиться недоимка, то он получит справку с записью «имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов». Если задолженность у налогоплательщика отсутствует, запись в справке будет соответствующая «не имеет неисполненную обязанность».

Если вы не согласны с данными справки, можно провести совместную сверку расчетов с бюджетом. Эта процедура позволит вам оперативно уточнить свои налоговые обязательства.

В Карелии установлена практика применения положений закона о банкротстве, регулирующих субсидиарную ответственность

29 августа 2019

Арбитражный суд Республики Карелия удовлетворил заявление налогового органа о привлечении бывшего директора компании к субсидиарной ответственности по неисполненным денежным обязательствам перед бюджетом в период осуществления им руководящей деятельности.

По мнению суда к банкротству компании привели действия бывшего руководителя, который, как единоличный исполнительный орган, в полной мере определял ее деятельность.

В период ведения им финансово-хозяйственных вопросов общества с ограниченной ответственностью образовалась задолженность вследствие налогового правонарушения, за совершение которого компания была привлечена к ответственности. Долг, выявленный по результатам выездной налоговой проверки, составлял более 50% совокупного размера основной задолженности, включенной в реестр требований кредиторов должника, так как единственным кредитором являлась Федеральная налоговая служба. Данное обстоятельство и явилось основанием для привлечения к субсидиарной ответственности бывшего руководителя компании – должника. Погасить задолженность не представлялось возможным.

В качестве доказательства своей невиновности в суде ответчик приводил доводы не только о своей непричастности к банкротству компании, но и о пропуске налоговым органом срока исковой давности: заявление подавалось в суд в январе 2019 года, в то время как события, за которые бывший руководитель привлекался к субсидиарной ответственности, происходили в 2011-2013 годах.

Указанные доводы суд отклонил, так как определение о прекращении дела о банкротстве компании было вынесено после 1 сентября 2017 года. Поданное же после прекращения процедуры банкротства обращение налогового органа рассматривалось с учетом главы III.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ в действующей редакции.

Согласно данным положениям заявление о привлечении к субсидиарной ответственности можно подать в течение трех лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований. Однако следует учесть, что заявление также может быть подано не позднее 3 лет со дня признания должника банкротом и не позднее 10 лет со дня, когда имели место действия или бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности. При этом необходимо учитывать, что даже этот срок по ходатайству может быть восстановлен судом.

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия обращает внимание, что указанное основание для привлечения к субсидиарной ответственности не является исчерпывающим.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» содержит также ряд иных положений, позволяющих доказать факт невозможности полного погашения должником требований кредиторов вследствие определенных действий руководителя компании.

Субсидиарная ответственность также может наступить в тех случаях, когда:


контролирующим лицом причинен существенный вред имущественным правам кредиторов в результате совершения сделок должника. Это также касается сделок, указанных в статьях 61.2 и 61.3 закона;

документы бухгалтерского учета и отчетности к моменту вынесения определения о введении процедуры наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат обязательной информации или искажают ее, в результате чего затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

документы, хранение которых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации являлось обязательным, к моменту вынесения определения о введении процедуры наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют либо искажены;

на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены обязательные сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице:



в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов;

в единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.


Помимо этого, статьей 61.12 закона предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по подаче заявления должника в Арбитражный суд либо созыву заседания для принятия такого решения в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 закона для лиц, на которых данным законом возложена такая обязанность.

Следует отметить, что положениями статьи 61.20 закона предусмотрена возможность взыскания убытков, причиненных должнику лицами, уполномоченными выступать от имени юридического лица или лицами, определяющими действия юридического лица, в том числе, учредителями (участниками) юридического лица или лицами, имеющими фактическую возможность определять его действия.

Разъяснения Бизнес-омбудсмена о проведении плановых проверок МЧС

07 марта 2019

К Бизнес-омбудсмену на личном приёме обратился предприниматель из города Медвежьегорска по вопросу назначения плановой проверки на территории принадлежащей ему базы отдыха Главным управлением МЧС России по Республике Карелия, несмотря на продление надзорных каникул для субъектов малого бизнеса.

По направленному запросу Уполномоченным были получены подробные разъяснения Начальника Главного управления С. Шугаева о порядке проведения плановых проверок МЧС в 2019 году. Основанием для проведения плановой проверки в отношении базы отдыха предпринимателя стало ее отнесение к категории значительного риска.

В соответствии с ч.1 ст.26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» запрет на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства до 2020 года не распространяется в отношении плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Критерии отнесения к категориям риска указаны в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 (ред. от 21.12.2018) «О федеральном государственном пожарном надзоре».

Объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф1.1 (кроме объектов, относящихся к категории высокого риска), Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф4.1 (кроме объектов, относящихся к категории высокого риска) и Ф4.2. – входят в категорию значительного риска.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к классу функциональной пожарной опасности Ф1.2 относятся: гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов. В связи с этим, нарушение прав предпринимателя не было установлено.

Бизнес-омбудсмен обращает внимание, что в случае несогласия Предпринимателей с отнесением объектов защиты к определенной категории риска, необходимо направить заявление об изменении категории риска с обоснованием такого изменения в адрес Главного управления МЧС России по Республике Карелия на имя Начальника Главного управления Сергея Александровича Шугаева по адресу: 185035, г. Петрозаводск, ул. Дзержинского, д.9, или по электронной почте: emercomkarel@mail.ru.

Бизнес – омбудсмен рассказала об организации торговли в населенных пунктах без доступа к сети «Интернет»

28 февраля 2019

Уполномоченный информирует, что в Карелии утверждён перечень населённых пунктов, где отсутствует точка доступа к сети Интернет.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия разъяснила, как это отразится на деятельности предпринимателей.

Е. Гнётова:


«Предприниматели, которые занимаются торговлей в маленьких населённых пунктах, где нет точки доступа к сети Интернет официально освобождены от обязанности передавать через систему ЕГАИС информацию об учёте продажи алкогольной продукции. Такие предприятия должны только раз в квартал направлять данные об объёмах продажи. Это называется «декларирование объёмов продаж»


В связи с обращениями предпринимателей Бизнес-омбудсмен Е. Гнётова направила запрос в Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия о реализации Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в населенных пунктах Республики Карелия, входящих в перечень населенных пунктов, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В ответ на обращение Уполномоченного, Заместитель министра экономического развития Я. Свидская разъяснила, что перечень населённых пунктов, где отсутствует точка доступа к сети Интернет утверждён Постановлением Правительства Республики Карелия от 21 января 2019 года № 22-П. В соответствии с п.2.1 ст.8 федерального закона № 171-ФЗ в населенных пунктах, входящих в данный перечень, обязанность по учету объема розничной продажи алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной системе (ЕГАИС) отсутствует. В указанных населенных пунктах, как пояснила Я.Свидская, сохраняется обязанность осуществлять ежеквартально декларирование объема розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Оформление трудовых отношений с иностранными гражданами

13 февраля 2019

Трудовая деятельность иностранных работников урегулирована гл. 50.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) и Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Процедуру приема на работу иностранца можно разделить на несколько этапов.

Во-первых, это получение документов от иностранного работника. При приеме на работу иностранец должен предъявить:


Стандартный пакет документов, который представляют российские граждане, за исключением военного билета. Важно! Трудовая книжка принимается только российского или советского образца. Если ее нет, то работодатель оформляет новую книжку. Принимать от кандидата книжку иностранного государства нельзя.

Договор (полис) ДМС (оформляет работник или работодатель).

Патент.


Во-вторых, иностранец должен быть под подпись ознакомлен с локальными нормативными актами компании и пройти инструктажи по охране труда.

Далее с иностранцем заключается трудовой договор, издается приказ о приеме на работу и оформляются иные кадровые документы: личная карточка, согласие на обработку персональных данных, трудовая книжка и т.д.

После чего о приеме иностранца нужно уведомить территориальный орган Министерства внутренних дел.

На основании ст. 327.1 ТК РФ между работником, являющимся иностранным гражданином, и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, - срочный трудовой договор.

Трудовой договор с иностранцем заключается в общем порядке. Но, в отличие от российского работника, контракт с иностранцем должен иметь дополнительные условия: заключается с лицами, достигшими возраста 18 лет, на неопределенный срок, (срочный только по основаниям ст. 59 ТК РФ), содержит обязательные сведения и условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ, сведения о патенте, на основании которого иностранец осуществляет трудовую деятельность, и условие о предоставлении медицинской помощи в течение срока действия договора.

Если в период действия договора у работника-иностранца истек срок действия полиса (договора) ДМС или патента, то его надо отстранить от работы.

Если по истечении одного месяца работник не представил новый документ, то договор с ним расторгается по ст. 327.6 ТК РФ. Для этого руководитель кадровой службы должен составить акт и приказ об отстранении от работы.

Трудовые доходы иностранца облагаются следующим образом:



На пенсионное страхование (в ПФ РФ)



Иностранные граждане, которые временно пребывают на территории РФ, работают на основании патента и с которыми работодатель заключил трудовой договор, являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования. Это следует из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ).

Причем обозначенные граждане признаются подлежащими страхованию в ПФ РФ независимо от продолжительности заключенных с ними трудовых или срочных трудовых договоров, в том числе и в случаях, когда срочный трудовой договор с таким лицом заключен в общей сложности менее чем на шесть месяцев в течение календарного года.

Если ранее иностранный гражданин в России не работал и свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) у него нет, работодатель обязан оформить на него такое свидетельство в органах Пенсионного фонда (абз. 4 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Страховые взносы уплачиваются по тарифу, установленному для финансирования страховой пенсии граждан РФ, независимо от года рождения указанных иностранцев. Об этом сказано в п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ. Соответственно, с их доходов страхователи (работодатели) должны исчислить взносы в ПФ РФ:


с выплат, не превышающих 1 150 000 руб., - в размере 22%;

с выплат свыше 1 150 000 руб. - в размере 10%.


Вознаграждения по гражданско-правовым договорам об оказании услуг (выполнении работ), выплачиваемые иностранным гражданам, временно пребывающим на территории РФ, облагаются взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном Налоговым кодексом порядке (Письмо Минфина России N 03-15-06/26835).



На обязательное медицинское страхование



Перечень лиц, признаваемых застрахованными лицами в целях обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, приведен в ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", и иностранные граждане, работающие по патенту, в их числе не поименованы.

Следовательно, с выплат этим гражданам страхователи (работодатели) не обязаны уплачивать страховые взносы в ФОМС. На это обстоятельство обращает внимание и Минфин (Письмо N 03-15-06/26835).



На социальное страхование (в ФСС)



В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации, в силу абз. 2 пп. 2 п. 2 ст. 425 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) должен применяться тариф - 1,8% (также в пределах 1 150 000 руб.).

При этом иностранные граждане наравне с российскими гражданами имеют право на пособие по временной нетрудоспособности только при условии уплаты за них страхователем страховых взносов в ФСС за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступила временная нетрудоспособность иностранца (ч. 4.1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее – Закон № 255-ФЗ).

Если же иностранцы работают по по гражданско-правовым договорам, то в соответствии с положениями ст. 2 Закона № 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством они не подлежат. Следовательно, взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются (Письмо Минфина России от 20.04.2018 N 03-15-06/26835).

При этом ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем данным Федеральным законом, то применяются правила международного договора.



По травматизму



Пункт 1 ст. 5 Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон № 125-ФЗ) гласит о том, что обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. В силу п. 2 названной статьи действие этого Закона распространено в том числе на иностранных граждан.

Следовательно, все начисления иностранному работнику от работодателя являются объектом обложения страховыми взносами по травматизму и включаются в базу для начисления таких взносов на основании п. 1, 2 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ.

Тарифы страховых взносов по травматизму дифференцированы по классам профессионального риска и устанавливаются федеральным законом.

Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска утверждена Приказом Минтруда России от 30.12.2016 N 851н.

Т.е. тариф зависит от вида экономической деятельности работодателя.



НДФЛ



Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм НДФЛ и их уплату налоговый агент должен производить в отношении всех доходов иностранца, источником которых является.

Налогообложение доходов иностранцев, работающих в России по патенту, осуществляется с применением ставки 13%, являющейся общей (ст. 224 НК РФ) для налоговых резидентов РФ (п. 1) и для нерезидентов (п. 3) (Письмо Минфина России от 13.06.2017 N 03-04-05/36673). Но различается порядок расчета налога.

Если иностранный работник не является налоговым резидентом РФ, то НДФЛ нужно рассчитывать с каждой выплаты отдельно (п. 2 ст. 210 НК РФ). Налоговые вычеты при этом не применяются.

Если иностранный работник является налоговым резидентом РФ, то налоговая база определяется по общему правилу нарастающим итогом с начала года за исключением налоговых вычетов: засчитываются ранее удержанные суммы налога, а в случаях и порядке, предусмотренных в ст. 227.1 НК РФ, также суммы внесенных ранее фиксированных авансовых платежей.

Согласно п. 6 ст. 227.1 НК РФ сумма НДФЛ подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, внесенных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду. При этом уменьшение исчисленного НДФЛ производится в течение налогового периода только у одного налогового агента. Его выбирает сам работник-иностранец.

Для применения обозначенного вычета налоговый агент должен получить от налоговиков по месту своего нахождения уведомление (Форма такого уведомления утв. Приказом ФНС России от 17.03.2015 N ММВ-7-11/109@) о подтверждении права уменьшить сумму НДФЛ, а также письменное заявление иностранного работника с просьбой о предоставлении вычета (составленное в произвольной форме) и документы, подтверждающие уплату им авансовых платежей по НДФЛ.

ФНС РФ в Письме от 07.09.2018 N БС-4-11/17454 указала, что уменьшение исчисленного НДФЛ возможно только в течение календарного года (ст. 216 НК РФ). Календарный год, проставляемый в уведомлении, указывает на период, в котором действует данное подтверждение права. Для получения уведомления налоговому агенту необходимо представить соответствующее заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13.11.2015 N ММВ-7-11/512@, обязательно указав год, в котором будет происходить уменьшение налога.

Но главное то, что при отсутствии у налогового агента уведомления общая сумма НДФЛ, исчисленная этим агентом с доходов налогоплательщика - иностранного работника, не подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, внесенных таким налогоплательщиком за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.

Иначе говоря, если период действия патента приходится на два календарных года, то работодателю нужно получать уведомление на каждый год. И получить уведомление задним числом не получится (что подтвердили и авторы Письма N БС-4-11/17454), поскольку уведомление выдается только на текущий год. Это следует из п. 6 ст. 227.1 НК РФ и самой формы уведомления.



Исключения из общих правил



Статьей 1.1 Закона № 255-ФЗ, ст. 2 Закона № 326-ФЗ и п. 1 ст. 7 НК РФ определено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено данными нормативными актами, применяются правила международного договора.

Договор о ЕАЭС относится как раз к международным договорам РФ, а это значит, что при начислении обязательных страховых взносов в отношении работающих в России граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии нужно руководствоваться прежде всего его нормами.

Согласно п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС социальное страхование (кроме пенсионного) работников из государств - членов Союза производится на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

В п. 5 ст. 96 данного Договора сказано, что социальное страхование означает в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

Иначе говоря, в настоящее время (то есть в 2018 году) выплаты и вознаграждения, осуществляемые гражданам из стран ЕАЭС, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим по трудовым договорам, облагаются страховыми взносами в ФСС и ФОМС по тарифам, применяемым в отношении выплат в пользу граждан РФ.

Соответственно, работники указанных категорий имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня работы на территории России.

Таким образом, граждане из стран ЕАЭС являются застрахованными на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством независимо от их правового статуса на территории РФ в том же порядке, что и граждане РФ.

Если граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии работают в России, то взносы в ПФ РФ надо начислять согласно российскому законодательству - по правилам и тарифам, установленным Законом N 167-ФЗ и гл. 34 НК РФ (Письмо Минтруда России от 16.11.2016 N 17-3/ООГ-1534).

Право на вычет по НДФЛ для уменьшения налоговой нагрузки

Поскольку согласно п. 6 ст. 227.1 НК РФ сумма НДФЛ подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, внесенных за период действия патента, то необходимо получить от налогового органа по месту своего нахождения:

- Уведомление «О подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей» (Форма уведомления утв. Приказом ФНС России от 17.03.2015 N ММВ-7-11/109@)

Для получения уведомления о подтверждении права на уменьшение налога обратитесь в инспекцию с заявлением по утвержденной форме (п. 6 ст. 227.1 НК РФ):

- Заявление о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей (Форма заявления утв. Приказом ФНС России от 13.11.2015 N ММВ-7-11/512@)

Заявление можно подать как в бумажном, так и в электронном виде. К нему рекомендуем приложить полученные от иностранного работника заявление об уменьшении НДФЛ и документ об оплате (например, квитанцию).

Уведомление налоговый орган обязан выдать в срок, не превышающий 10 рабочих дней после получения от вас заявления (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 227.1 НК РФ).

В выдаче уведомления может быть отказано, если (п. 6 ст. 227.1 НК РФ): в этом году уведомление в отношении данного иностранца уже выдавалось; у инспекции нет данных о заключении трудового или гражданско-правового договора с этим иностранцем и о выдаче ему патента.

Если период действия патента захватывает следующий год, то вы можете получить только уведомление за текущий год. В следующем году вы должны обратиться в инспекцию за новым уведомлением. Это следует из п. 6 ст. 227.1 НК РФ и из самой формы уведомления. ФНС России подтверждает такой порядок (Письмо от 07.09.2018 N БС-4-11/17454).

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия информирует о необходимости установления санитарно-защитных зон

24 декабря 2018

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия информирует, что в соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и его территориальные органы обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме, является зоной с особыми условиями использования территорий.

Установление СЗЗ обязательна не только для промышленных предприятий, но и для предприятий пищевой промышленности (молокоперерабатывающих заводов, предприятий по изготовлению хлебобулочных и кондитерских изделий и т.д.)

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (начало действия редакции - 13.06.2018 года), которыми внесены изменения в порядок установления СЗЗ.

В соответствии с требованиями настоящих Правил, в случае если до дня вступления в силу настоящего постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

Отсутствие сведений в ЕГРН может повлечь за собой выделение участков под различные виды деятельности в границах СЗЗ предприятия, что запрещено законодательством РФ.

В соответствии с ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование с 01.01.2020 года.

Информация о расчетных и ориентировочных санитарно-защитных зонах не вносится ЕГРН и соответственно не влечет за собой требований по отображению координат размещения специальной территории с особым режимом использования.

Таким образом, хозяйствующие субъекты - объекты капитального строительства, являющиеся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования, в целях сохранения территории санитарно-защитной зоны предприятия в неделимом состоянии, должны разработать проекты санитарно-защитных зон и для их установления обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия (г. Петрозаводск, ул. Володарского,26).

Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия на официальном сайте 10.rospotrebnadzor.ru в закладке «Актуальные темы» размещена вся необходимая информация.

Режим работы Управления г. Петрозаводск, ул. Володарского, д. 26, каб. 110:
понедельник-четверг: 9.00-17.00
пятница: 9.00-16.45
перерыв: 13.00-13.45
телефон Управления для консультирования: (8142) 79-74-12

Всё о финансах: www.fincult.info

19 ноября 2018

Бизнес-омбудсмен предлагает начинающим предпринимателям повысить финансовую грамотность с помощью информационно-просветительского интернет-ресурса www.fincult.info, созданного Центральным банком Российской Федерации.

В разделе "Начать бизнес" http://fincult.info/articles/nachat-biznes/ размещены информационные материалы о микрозаймах, краудфандинге, факторинге, кредитах под госгарантию, страхованию бизнеса, лизинге и госзакупках.

Управление труда и занятости информирует о необходимости проведения специальной оценки условий труда до конца 2018 г

26 октября 2018

Управление труда и занятости Республики Карелия напоминает, что в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426 «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах работников.

По данным оперативного мониторинга, проводимого Управлением, по состоянию на 01.10.2018 года СОУТ проведена на 46% рабочих мест предприятий и организаций Республики Карелия.

Вместе с тем, согласно статье 27 Федерального закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.

Статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка проведения СОУТ либо ее непроведение предусмотрено наложение штрафа до 80 000 рублей.

Вниманию участников закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

20 сентября 2018

С 01 октября 2018 года существенно меняются условия предоставления обеспечения заявок для участия в конкурентных процедурах закупок, проводимых в электронной форме.

Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, по новым правилам вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.  Перечень таких уполномоченных банков установлен  распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 года № 1451-р.

При этом уполномоченные банки, в соответствии с положениями ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ,  имеют право на открытие спецсчетов  для участников закупок только при условии оформления соглашений о взаимодействии со всеми операторами торговых площадок. На сегодняшний день, в соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 31 августа 2018 года № 24-00-09/62461, всеми  уполномоченными банками заключены соглашения о взаимодействии с операторами всех электронных площадок, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р (распоряжение 1447-р).

Следовательно,  лица, планирующие участвовать в конкурентных электронных процедурах в рамках Закона № 44-ФЗ, уже сейчас могут начать свою деятельность по открытию специального счета.

В случае если у участника закупки уже имеется открытый банковский счет в одном или нескольких уполномоченных банках, такой имеющийся счет может быть наделен статусом специального счета посредством  заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком.

Требования к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета утверждены постановлением Правительства Российской Федерации  от 30 мая 2018 года № 626.
Обеспечить  заявку на участие в конкурентной процедуре, проводимой электронно, с помощью специального счета нужно будет с момента начала работы электронных площадок, утвержденных распоряжением 1447-р, то есть с 01 октября 2018 года. 

При возникновении вопросов и сложностей при открытии специальных счетов можно обратиться в Управление по государственным закупкам Республики Карелия по телефону: 8142-784403 либо по электронной почте: goszakazrk@yandex.ru.

Уполномоченный Елена Гнётова проинформировала об изменениях в природоохранном законодательстве.

11 сентября 2018

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия приняла участие в публичном обсуждении результатов правоприменительной практики Управления Росприроднадзора по Республике Карелия по итогам деятельности за 2 квартал 2018 года.

В обсуждении приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Карелия, правоохранительных органов, предприятий – природопользователей, общественные инспектора.

Руководитель Управления Георгий Васильевич Кузнецов рассказал участникам, что данное мероприятие проводится в рамках реализации реформы контрольной и надзорной деятельности и направлено на информирование предприятий - природопользователей о результатах контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по Республике Карелия, на профилактику возникновения возможных правонарушений и предотвращения ущерба, наносимого окружающей среде.

Бизнес –омбудсмен Елена Гнётова считает, что такие мероприятия очень важны для субъектов предпринимательства:

-Представителями надзорного органа были освещены изменения в природоохранном законодательстве, доведена до субъектов бизнеса информация о результатах проверок по направлениям надзора, обозначены типовые нарушения обязательных требований природоохранного законодательства, предложены мероприятий для их устранения. Сегодня предприниматели – природопользователи в соответствии   с законодательством имеют не только обязанности по постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), но и должны   актуализировать такие сведения. Природопользователям надо иметь в виду, что в случае не постановки на учет объектов, предприятие может быть привлечено к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ. По данной статье предусмотрен штраф на должностных лиц от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Бизнес-омбудсмен Карелии Е. Гнётова предлагает предпринимателям ознакомиться с тем, как работает единая информационная  система учёта объектов негативного воздействия, а также с категориями риска объектов в «Реестре объектов» (http://onv.fsrpn.ru) и в «Личном кабинете природопользователя»:

Для упрощения делопроизводства, сведения представляются в электронном виде через личные кабинеты природопользователя, а также через сайт госуслуг. Уход от бумажных носителей, введение риск-ориентированного подхода, предусматривающего разную периодичность   проверок в зависимости от категории риска объектов, отказ от плановых проверок объектов с низким риском значительно уменьшает административную нагрузку на бизнес. В реформировании контрольно-надзорной деятельности в России   большая заслуга и института Уполномоченных по защите прав предпринимателей.  Надо также отметить, что в республике поставлено на учет всего 1257 объектов НВОС. Половина из них относятся к категории умеренного риска и проверяются не чаще чем один раз в 5 лет. Объекты чрезвычайно высокого риска в Карелии отсутствуют.

Заместитель начальника отдела нормирования, разрешительной деятельности, государственной экологической экспертизы и администрирования платежей Управления Светлана Геннадьевна Макарова рассказала об изменении законодательства в области охраны атмосферного воздуха, которые вступят в действие с января 2019 года, а также о Единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ).  Новая система учёта отходов, как сообщила С.Г. Макарова, предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения и анализа информации в сфере обращения с отходами, для информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти всех уровней, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в сфере обращения с отходами.

Также на мероприятии была представлена информация об организации деятельности   общественных инспекторов по охране окружающей среды, Информация для желающих стать общественными инспекторами размещена на сайте Управления Росприроднадзора. Участников совещания проинформировали о мероприятиях по пресечению нарушений природоохранного законодательства в сфере захоронения твёрдых коммунальных отходов, нелицензионного пользования недрами (незаконной добычи полезных ископаемых).

В ходе проведения публичных обсуждений были даны ответы на все поступившие от предпринимателей вопросы.

Уполномоченного Е. Гнётову заверили, что надзорный орган готов консультировать предпринимателей по работе в единой информационной системе, по вопросам формирования и сдачи деклараций, по ставкам и расчётам платы за негативное воздействие, а также иным актуальным проблемам и вопросам, возникающим у предпринимателей в сфере реализации их обязанностей, предусмотренных  природоохранным  законодательством.
 

Изменился статус Филиала Кадастровой палаты по Республике Карелия при рассмотрении судебных споров

02 августа 2018

С 1 января 2017 года вступил  в силу Федеральный закон  от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о регистрации), в связи с чем, полномочия по государственному кадастровому учету объектов недвижимого имущества и государственной регистрации прав на них перешли к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее – Управление Росреестра по РК).

В настоящее время по результатам рассмотрения документов, направленных на осуществление кадастрового учета соответствующие решения принимает  Управление Росреестра по РК. В связи с чем, по делам, предметом рассмотрения которых являются принимаемые органом регистрации прав решения о приостановлении осуществления кадастрового учета,  отказа в осуществлении кадастрового учета, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия  (далее – Филиал)  не может быть привлечен в качестве административного ответчика.

Также Филиал не может являться надлежащим ответчиком по спорам, связанным с установлением границ земельных участков, спорам по согласованию границ земельных участков, а также спорам, связанным с исправлением (выявлением) реестровых ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости  об объектах недвижимого имущества.

В названных категориях дел, в основном, заявляются  требования о внесении изменений или аннулировании сведений  об объектах недвижимого имущества из Единого государственного реестра недвижимости.

В связи с отсутствием полномочий по государственному кадастровому учету, после вступления решения в законную силу у Филиала не возникнет обязанностей по совершению определенных действий. В настоящее время по вышеуказанной категории дел Филиал может быть привлечен судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
 

Авансовые платежи за электроэнергию не облагаются пени и штрафом.

04 апреля 2018

Карельское УФАС направило Бизнес-омбудсмену разъяснения по вопросу начисления пени и штрафов гарантирующими поставщиками на авансовые платежи потребителей.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнётова выступила на общественных слушаниях Карельского УФАС в марте 2018 года, сообщив о жалобах предпринимателей на действия гарантирующих поставщиков по начислению пени и штрафов в связи с просрочкой уплаты авансовых платежей.

Руководитель УФАС Карелии Артур Пряхин поручил своим сотрудникам изучить данный вопрос. 

В апреле месяце текущего года Руководитель УФАС Карелии направил Уполномоченному ответ с разъяснением, что такие действия гарантирующих поставщиков нарушают права предпринимателей, а именно:


В соответствии с п.1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается денежная сумма, которую должник обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Неустойка подлежит начислению за нарушение срока оплаты переданной электрической энергии, объем которой к моменту наступления этого срока определен.

Нормативный порядок расчетов за электроэнергию, поставляемую гарантирующим поставщиком, предусматривает два промежуточных платежа до 10-го и 25-го числа расчетного месяца и окончательный платеж до 18го числа месяца, следующего за расчетным. При этом факт поставки электроэнергии ни к 10-му, ни к 25-му числу не подлежит фиксации, а обязанность покупателя оплатить предварительный платеж, исчисленный из ориентировочного объема поставляемой электроэнергии за текущий месяц, не влечет обязанности поставщика электроэнергии поставить к этой дате определенное ее количество.

Таким образом, Законом об электроэнергетике не предусмотрено право энергоснабжающей организации производить начисление законной неустойки за просрочку внесения потребителем авансовых платежей в срок до 10-го и до 25-го числа расчетного месяца.


Также УФАС отмечает, если в договорах потребителей с энергоснабжающей организацией определено право начислять неустойку на промежуточные платежи, то потребитель, подписывая договор, с этим согласился.

Уполномоченный рекомендует предпринимателям внимательно изучить договор на энергоснабжение и в случае наличия в договоре такой нормы, направить поставщику предложение об исключении такого  условия из соглашения.

С полным текстом письма УФАС Карелии можно ознакомиться:

Как получить копии документов из кадастра недвижимости

28 марта 2018

Кадастровая палата информирует о возможности получения копий документов, на основании которых внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости.

Единый государственный реестр недвижимости - информационный ресурс, который объединил реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр границ и реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Одной из форм предоставления сведений, содержащихся в кадастре недвижимости, является предоставление копий документов, на основании которых внесены сведения об объекте недвижимости. К таким документам относятся: копии межевого, технического планов, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель, установленное разрешенное использование земельного участка, изменение назначение здания или помещения, иных документов.

На сегодняшний день получить копии перечисленных документов, можно на основании запроса, обратившись лично в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или направить запрос по утвержденной форме в Филиал Кадастровой палаты посредством почтового отправления по адресу: г. Петрозаводск, пр. Первомайский. 33.

За предоставление копий документов взимается плата. Так, копия межевого, технического плана для физических лиц составляет 1500 рублей в виде бумажного документа, в электронной форме — 500. Стоимость копий других документов составляет за одну единицу 400 и 200 рублей соответственно.

Обращаем внимание заявителей, что копии документов предоставляются правообладателям и их законным представителям, физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя, залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, которые находятся у него в залоге или права на которые предоставлены ему в залог, лицам, имеющим право на наследование недвижимого имущества правообладателя по завещанию или по закону, органам исполнительной власти, законодательной, судебной и органам прокуратуры. На основании одного запроса представляется один документ.

Срок выполнения запроса по предоставлению копий документов не превышает трех рабочих дней.

Информацию об условиях и порядке предоставления сведений из кадастра недвижимости можно узнать на официальном портале Росреестра в сети Интернет (http://rosreestr.ru) или по телефону ВЦТО 88001003434 (звонок бесплатный).

Нужно ли проводить «межевание», если границы были определены еще в 90-х годах?

28 марта 2018

Распоряжаться недвижимостью может только законный собственник, и у продавца должен быть документ, подтверждающий его право на продажу земельного участка. С 1 января 2017 года это выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об объекте недвижимости, в которой указаны не только характеристики объекта, но и сведения о зарегистрированных правах.

Если земельный участок поставлен на кадастровый учет, повторное межевание с целью продажи земельного участка не требуется. Действующее законодательство не ограничивает право собственника распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, сведения о котором имеются в кадастре недвижимости, даже если границы участка «установлены в 90-е годы».

В случае если межевание было Вами проведено, однако Вы не видите свой земельный участок на публичной кадастровой карте (http://pkk5.rosreestr.ru/), рекомендуем Вам обратиться в Филиал Кадастровой палаты (г. Петрозаводск, пр. Первомайский, д. 33) с письменным обращением.

Чтобы провести межевание, следует обратиться к специалисту – кадастровому инженеру, состоящему в СРО кадастровых инженеров. С реестром кадастровых инженеров можно ознакомиться на сайте Росреестра.