ЖКХ

Бизнес-омбудсмен Республики Карелия провела рабочую встречу с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами

03 апреля 2023

30 марта 2023 года состоялось рабочее совещание Уполномоченного по защите прав предпринимателей с руководством регионального оператора Республики Карелия по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На встрече с участием генерального директора Карельского экологического оператора Владимира Иванова и заместителя генерального директора Группы «ЭкоЛайн» Елены Вишняковой обсуждались вопросы обращений предпринимателей, поступивших в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Как пояснила Елена Гнётова, предприниматели задают вопросы по величине и применению нормативов за вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов, способам коммерческого учета объема ТКО:

Предпринимателей интересует, как производить расчёт ТКО не по нормативу, а по фактическому накоплению, какие документы необходимо направить в адрес регионального оператора, чтобы внести соответствующие изменения в договор для учёта фактического накопления ТКО.

Также предприниматели отмечают, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия, утверждённые Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 23 марта 2018 г. N 81 не содержат категорию – объект торговли смешанными товарами. При этом, норматив накопления твердых коммунальных отходов для объекта «продовольственный магазин» почти в 3 раза выше, чем для объекта «промтоварный магазин».

Субъекты предпринимательства указывают, что в маленьких населенных пунктах магазины, как правило, имеют смешанные товары. А в случае наличия в магазине и продовольственных, и промышленных товаров, учёт региональным оператором ведется по нормативу «продовольственные товары».

Много вопросов, касающихся порядка учёта количества сотрудников для расчёта услуг за вывоз и утилизацию ТКО. Дело в том, что для объектов «административные, офисные учреждения» расчетной единицей, в отношении которой устанавливается норматив накопления твердых коммунальных отходов является один сотрудник.

Но, как объективно указывают предприниматели, количество сотрудников постоянно меняется, кто-то находится на больничном, в отпуске, работает удалённо, кто-то уволился. Предприниматели не понимают, какими учётными формами руководствуется региональный оператор при применении норматива, исходя из количества сотрудников клиента.

Елена Гнётова озвучила вопросы заявителей обращений и предложила регулярно проводить совместные встречи с предпринимателями, как в очном, так и в он-лайн формате, для разъяснения актуальных вопросов в сфере обращения с ТКО. Также было принято решение о проведении совещания в городе Суоярви для рассмотрения обращения предпринимателя Суоярвского района по вопросам начисления платы за вывоз и утилизацию ТКО, обоснованности применения тарифов «продовольственный магазин» в случае реализации в объекте торговли смешанных товаров.

Участники встречи также приняли решение о проведении мероприятий по досудебному урегулированию спорных ситуаций между региональным оператором и субъектами предпринимательства с привлечением Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Карелия.

Взаимодействие предпринимателей с региональным оператором по обращению с ТКО находится в сфере внимания бизнес-омбудсмена Карелии.

06 февраля 2023

В 2022 году жалобы на действия регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) составили десять процентов от общего количества обращений в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Карелия.

Как сообщила Елена Гнетова, в основном обращения связаны с несогласием предпринимателей с величиной оплаты за услуги по обращению с ТКО, способом коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов, разногласиями с региональным оператором по условиям договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Бизнес-омбудсменом проводятся мероприятия по урегулированию спорных вопросов и лишь в случае недостижения разрешения конфликта в досудебном порядке, Уполномоченный принимает участие в рассмотрении спора в суде, где участвует третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне субъекта предпринимательской деятельности.

В 2022 году проведено более 10 мероприятий по урегулированию споров. Так называемых, медиативных процедур. Бизнес-омбудсменом были инициированы и организованы рабочие совещания с участием Уполномоченного, регионального оператора, хозяйствующих субъектов, на которых заявителям были даны разъяснения по возможности урегулирования спорных вопросов, рекомендации, правовые консультации по вопросам обращений.

В результате таких мероприятий ряду предпринимателей скорректированы и уменьшены платежи после сверки расчетов; у ряда предпринимателей исключены объекты, по которым ранее начислялись платежи; некоторым субъектам бизнеса предоставлена рассрочка по оплате задолженности за услуги по обращению с ТКО; по некоторым обращениям изменен порядок учета накопления ТКО с расчета по нормативу на фактический учет:

В результате процедуры медиации по урегулированию спора между субъектом предпринимательства Лоухского района и региональным оператором стороны подписали мировое соглашение, которое утвердили в Арбитражном суде Республики Карелия, что позволило уменьшить сумму задолженности предпринимателя за услуги по обращению с ТКО в 10 раз.

Как указала Бизнес-омбудсмен, в текущем 2023 году также поступают жалобы предпринимателей в сфере обращения с ТКО. В частности, на требование оплаты за вывоз твердых коммунальных отходов мусора с индивидуальных предпринимателей, которые ведут не производственную деятельность в собственном жилом помещении, где являются жильцами и уже оплачивают коммунальную услугу за вывоз мусора. Уполномоченный, полагает, что требование двойной оплаты за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами нарушает права и законные интересы предпринимателей и направила обращение по компетенции в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия для рассмотрения по существу.

Власти Карелии готовы пересмотреть нормативы накопления твердых коммунальных отходов для торговли

13 октября 2021

Предложения Уполномоченного по защите прав предпринимателей республики Карелия Елены Гнётовой по изменению расчетной единицы норматива  накопления твёрдых коммунальных отходов (ТКО)  для предприятий торговли приняты к рассмотрению.

 

Как рассказала Елена Гнётова, в её адрес обращаются торговые организации с жалобами на несправедливость расчетов нормативов накопления ТКО с общей площади объекта. Изучив законодательство и нормативы других регионов, бизнес- омбудсмен   сформулировала и направила в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия предложения по изменению расчетной   единицы норматива накопления ТКО для предприятий торговли с 1 кв.м  общей площади на 1 кв.м  торговой площади:

 


«Расчетные единицы, на основании которых определяются цифры нормативов, устанавливаются уполномоченным органом региона по каждой категории объектов. Многие регионы используют в расчётах не общую, а торговую площадь. Дискуссия о том, что размер торговой площади сложно установить, является не совсем корректной. Торговая площадь устанавливается на основании правоустанавливающих документов, которые собственник ТКО может приложить к договору об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами». 


 

Уполномоченным органом Минприроды Карелии рассмотрено и принято   предложение бизнес-омбудсмена.  В   настоящее время проводится работа по корректировке нормативов накопления ТКО, в том числе, по объектам категории «предприятия торговли».  В случае окончательного согласования, расчёт количественных показателей массы (объема) ТКО будет осуществляться на 1 кв.м торговой площади.

Итоги 2020 года обсудили на коллегии Госкомитета по строительному, жилищному и дорожному надзору

31 марта 2021

26 марта Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнетова приняла участие в заседании коллегии Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору.

Главный государственный жилищный инспектор Александр Темнышев рассказал о результатах деятельности за 2020 год и задачах ведомства на 2021 год.

Как было отмечено, деятельность государственного комитета велась в условиях особого режима проведения государственного контроля и надзора, в соответствии с требованиями Постановления Правительства № 438. В ходе осуществления надзорных функций, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных градостроительным и жилищным законодательством в 2020 году было проведено 1067 проверки. В условиях действия особого режима проведения государственного контроля и надзора, в 2020 году основной акцент был сделан на профилактику нарушений в поднадзорной сфере.

Показатели контрольно-надзорной деятельности Государственного комитета в 2020 году значительно снизились: по количеству проверок в рамках лицензионного контроля и жилищного надзора в 3,7 раза, по количеству выданных предостережений о недопустимости нарушений обязательных и лицензионных требований в 3,9 раза, сумма наложенных административных штрафов по всем видам надзора была снижена в 1,5 раза по сравнению с 2019 годом.

Как сообщила Елена Гнетова, жалоб и обращений субъектов МСП на действия Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору в адрес Уполномоченного в течение 2020 года не поступало.

Ключевые задачи ведомства на 2021 год напрямую связаны с изменениями требований к осуществлению надзорной деятельности в связи с принятием нового федерального закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальной контроле, что потребует прежде всего актуализации и приведение нормативных правовых актов в соответствие с законодательством, а также обеспечения исполнения мероприятий ведомственных программ профилактики нарушений обязательных и лицензионных требований.

Бизнес-омбудсмен Карелии: готовится новая методика расчёта нормативов на вывоз мусора

29 марта 2021

25 марта состоялось   очередное онлайн-совещание федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова с региональными уполномоченными.

 



Приглашенным спикером встречи стал Денис Буцаев-генеральный директор Российского экологического оператора (РЭО).

 

Елена Гнётова рассказала, что обсуждались основные вопросы реформы обращения с ТКО, с которыми предприниматели обращаются к омбудсменам. Это: сложности при переходе на фактический учет коммунальных отходов, разброс в нормативах на вывоз мусора для бизнеса в разных регионах России, расширение участия бизнеса в реформе обращения с твердыми отходами.

 

Денис Буцаев отметил, что    методика расчета нормативов будет откорректирована. Произойдёт это в ближайшее время в ходе утверждения федеральной схемы обращения с ТКО. Для региональных операторов появится «вилка» максимального и минимального значения норматива. Также будет разработан он-лайн  калькулятор тарифов и нормативов на вывоз мусора, созданный на базе новой методики.

 

По итогам совещания Уполномоченным при Президенте РФ Б.Ю. Титовым принято   решение проработать механизм взаимодействия института уполномоченных по защите прав предпринимателей с РЭО по экспертной поддержке спорных вопросов, связанных с расчетом тарифов ТКО.

 

Елена Гнётова отметила, что в Республике Карелия  в 2020 году количество жалоб на действия регионального оператора по вывозу и утилизации ТКО значительно уменьшилось и составило 6% от общего количества обращений (в 2019 году -  9 %):

 


«Республика Карелия по результатам мониторинга вошла в число регионов Российской Федерации РФ, где нормативы накопления ТКО ниже средних значений по Российской Федерации за исключением тарифов для парикмахерских, косметических салонов и салонов красоты. Средний российский показатель по данной группе составляет 0,18 кубических метров в месяц, в Карелии норматив накопления составляет 0,24 кубических метров в месяц».


 

Как сообщила бизнес-омбудсмен Карелии, в 2020 году обращения в сфере ТКО поступали, в основном, от предпринимателей муниципальных районов и касались сроков заключения договоров на вывоз и утилизацию ТКО.

 

Заявители жаловались, что региональный оператор выставляет счета за свои услуги без наличия подписанного и согласованного договора, а в случае отказа хозяйствующих субъектов добровольно погашать задолженность, региональный оператор взыскивает задолженность в судебном порядке.

 

Уполномоченный отметила, что каждое поступившее обращение внимательно и по существу рассматривается бизнес-омбудсменом совместно с региональным оператором. Изучаются все обстоятельства. Но, по общим правилам обращения с ТКО основанием для заключения договора на оказание услуг регоператора является заявка организации-потребителя на заключение такого договора.

 

В то же время, если потребитель не направил заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации типового договора на официальном сайте регоператора:

 


«Незаключение договора в письменной форме не освобождает хозяйствующих субъектов от оплаты за оказанные услуги в области обращения с ТКО. Неисполнение обязательств по оплате влечет за собой процедуру судебного взыскания с отнесением судебных расходов на должника». 


 

Елена Гнётова предложила внести изменения в Правила, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156  в части обязания регионального оператора направлять проекты договора потребителям даже в случае отсутствия заявки от потребителя,  установить срок для получения  ответа или разногласий,   после которого договор может считаться заключённым на  типовых условиях. 

Российский экологический оператор планирует изменить расчеты нормативов накопления ТКО

18 марта 2021

Генеральный директор Российского экологического оператора Денис Буцаев признал, что существенная разница в нормативах накопления твердых коммунальных отходов и размерах тарифов на их вывоз в разных субъектах Российской Федерации действительно является проблемой, о чем сообщил в письме в адрес Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова.

В феврале текущего года Аппарат Уполномоченного при Президенте РФ провёл мониторинг нормативов накопления ТКО, установленных в регионах России. Анализ показал различие однотипных нормативов по российским регионам, а также существенные отклонения нормативов от среднего уровня.

Российский экологический оператор (РЭО) согласился с основными выводами мониторинга. Руководитель РЭО сообщил, что оператор совместно с ФАС России готовят моделирование расчета тарифов в электронной модели федеральной схемы обращения с ТКО. По результатам планируется перейти к расчету тарифов на основе данных федеральной схемы и эталонных параметров.

РЭО готовит предложения по внесению изменений в законодательство, в соответствии с которыми нормативы накопления ТКО смогут утверждаться не только на основании проведения замеров, но и с учётом сравнительного анализа, с установлением предельных максимальных и минимальных значений. Это, по мнению РЭО, сократит разницу в нормативах накопления ТКО с нескольких десятков раз до 1,5—2 раз.

Как сообщила Бизнес-омбудсмен Карелии Елена Гнётова, Республика Карелия по результатам мониторинга вошла в число регионов Российской Федерации, где нормативы накопления ниже средних значений по Российской Федерации за исключением тарифов для парикмахерских, косметических салонов и салонов красоты:


«Средний российский показатель составляет 0,18 кубических метров в месяц, в Карелии показатель по данной группе составляет - 0,24 кубометра в месяц. Надо отметить, что больше всего жалоб в адрес Уполномоченного на величину тарифов на вывоз и утилизацию ТКО и отказ региональным оператором учитывать фактическое накопление мусора наблюдалось в 2018 году. В 2019 и 2020 году Уполномоченный совместно с Министерством строительства и ЖКХ Карелии, Министерством природных ресурсов и Региональным оператором разбирали практически каждую жалобу и обращение, по результатам вносились изменения в регулирование данной сферы на региональном уровне. Предложение РЭО по установлению в законе максимального и минимального уровеня норматива – это разумное предложение, которое, на мой взгляд выровняет единые нормативы накопления ТКО по всей стране».



 

ПАСПОРТ ОТХОДОВ

02 марта 2021

Хорошая новость для карельских предпринимателей!

С 1 января 2021 года нет необходимости направления в адрес Росприроднадзора и его территориальных органов паспортов на отходы I-IV класса опасности, включенные в ФККО.

Такие паспорта разрабатываются в своей организации и утверждаются только юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Направлять паспорта на отходы I-IV класса опасности, включенные в ФККО, в территориальные органы Росприроднадзора (в частности, Балтийско-Арктическое Межрегиональное Управление) с 1 января 2021 года не требуется.

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ НЕ ПОПАЛА В КРАСНУЮ ЗОНУ ПРЕВЫШЕНИЯ НОРМАТИВОВ НАКОПЛЕНИЯ МУСОРА

20 февраля 2021

Аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ проведён мониторинг нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов (ТКО), установленных в субъектах Российской Федерации. Анализировались тарифы на вывоз и утилизацию ТКО в отношении 7 категорий объектов предпринимательской деятельности: розничная продовольственная торговля, авто и шиномонтажные мастерские, кинотеатры, общественное питание, парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты.

 

Как рассказала бизнес-омбудсмен Елена Гнётова, Республика Карелия по большинству позиций имеет нормативы накопления ниже средних значений по Российской Федерации. И лишь по тарифам для парикмахерских, косметических салонов и салонов красоты республика отнесена к группе из 20 регионов, где данные нормативы завышены:  

 


«Средний российский показатель по данной группе составляет 0,18 кубических метров в месяц, в Карелии норматив накопления составляет 0,24 куб.м./месяц. Если говорить об обращениях предпринимателей республики по вопросам ТКО, то можно отметить, что самый «урожайный год» стал 2019.  Предприниматели обращались с жалобами  на величину тарифов за вывоз и утилизацию ТКО, с отказами фактического учёта мусора. Каждую жалобу и обращение мы разбирали  совместно с региональным оператором по вывозу и утилизации ТКО. Уполномоченный направляла свои предложения в курирующий орган власти. Все предложения были учтены и отработаны. В результате  совместной работы предпринимательского сообщества, Уполномоченного, регионального оператора и органа исполнительной власти многие критические для бизнеса вопросы были урегулированы».


 

Исследование показало  значительную разницу в тарификации услуг ТКО в различных регионах. Также отмечено, что региональные операторы зачастую навязывают предпринимателям заключение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях учета расчетным путем, то есть по завышенным нормативам, а не по «факту».

 

Федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов обратится в Правительство Российской Федерации с законодательной инициативой по утверждению единых нормативов накопления ТКО, предусматривающих дифференциацию по категориям объектов накопления, а также с предложением ввести обязанность для рег. операторов предоставлять в договоре все методы коммерческого учета ТКО.

 

Мониторинг нормативов накопления ТКО

БОРИС ТИТОВ ПРЕДЛОЖИЛ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ УСТАНОВИТЬ ДЛЯ РЕГИОНОВ ЕДИНЫЕ НОРМАТИВЫ ВЫВОЗА МУСОРА С ПРЕДПРИЯТИЙ

18 февраля 2021

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борис Титов представил результаты мониторинга нормативов накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) и тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО в субъектах Российской Федерации. Исследование подготовлено при участии Института экономики роста им. Столыпина.

 

«В десятках регионов наблюдается заметное, иногда в разы, отклонение нормативов от среднего уровня, – отметил Титов. – С экономической точки зрения объяснить это сложно. Между тем нормативы вывоза мусора – это показатель, от которого зависит одна из значимых статей расходов предпринимателей. Особенно в тех случаях, когда они лишены возможности вести учет отходов по их фактическому количеству».

 

Методика исследования

Региональные нормативы накопления ТКО исследовались по семи категориям объектов: продовольственные магазины; супермаркеты; продовольственные рынки; авто- и шиномонтажные мастерские; кинотеатры; кафе, рестораны, бары, закусочные и столовые; парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты.

Их сравнивали со средним по России значением норматива в каждой из категорий. В зависимости от степени отклонения регионального норматива от среднего значения, ему присваивалась одна из следующих категорий:

Выше на 25% и более – критический

Выше от 15% до 25% – завышенный

Выше на 10% – умеренно высокий

Регионы, в которых значение норматива находится на среднем уровне или ниже него, отнесены к группе «в пределах нормы».

В мониторинге не учтены Москва и Санкт-Петербург, где до 2022 года действует мораторий на применение нормативов. Кроме того, в отдельных категориях не учтены регионы, где применяются «нетиповые» расчетные единицы норматива.

 

Результаты мониторинга нормативов

Продовольственные магазины (норматив – кг/мес.) 

Критическое завышение в 25 регионах

В Оренбургской области норматив на 1 кв.м. общей площади в 5,85 раза превышает средний по стране, в Волгоградской – в 3,4 раза.

Продовольственные магазины (норматив – куб. м./мес.)

Критическое завышение в 39 регионах

В Республике Мордовия норматив на 1 кв.м. общей площади в 2,4 раза превышает средний по стране, в Воронежской области – в 2,3 раза.

Супермаркеты (норматив – кг/мес.) 

Критическое завышение в 23 регионах

В Воронежской области норматив на 1 кв.м. общей площади в 3,5 раза превышает средний по стране, в Забайкальском крае – в 2,7 раза.

Супермаркеты (норматив – куб.м./мес.)

Критическое завышение в 20 регионах

В Забайкальском крае норматив на 1 кв.м. общей площади в 3,2 раза превышает средний по стране, в Воронежской области – в 3 раза.

Продовольственные рынки (норматив – кг/мес.)

Критическое завышение в 23 регионах

В Республике Северная Осетия норматив на 1 кв.м. общей площади в 4,2 раза превышает средний по стране, в Кабардино-Балкарской Республике – в 3,4 раза.

Продовольственные рынки (норматив – куб.м./мес.)

Критическое завышение в 24 регионах

В Забайкальском крае норматив на 1 кв.м. общей площади в 3,5 раза превышает средний по стране, в Воронежской области – в 2,9 раза.

Авто- и шиномонтажные мастерские (норматив – кг/мес.)

Критическое завышение в 18 регионах

В Республике Башкортостан норматив на 1 машиноместо в 4,4 раза превышает средний по стране, в Камчатском крае – в 4,1 раза.

Авто- и шиномонтажные мастерские (норматив – куб.м./мес.)

Критическое завышение в 18 регионах

В Томской области норматив на 1 машиноместо в 13,5 раза превышает средний по стране, в Волгоградской области – в 5,7 раза.

Кинотеатры (норматив – кг/мес.)

Критическое завышение в 19 регионах

В Амурской области норматив на 1 место в 3,1 раза превышает средний по стране, в Ростовской области – в 2,6 раза.

Кинотеатры (норматив – куб.м./мес.)

Критическое завышение в 19 регионах

В Томской области норматив на 1 место в 3,1 раза превышает средний по стране, в Амурской области – в 2,8 раза.

Кафе, рестораны, бары, закусочные и столовые (норматив – кг/мес.)

Критическое завышение в 20 регионах

В Республике Марий Эл норматив на 1 место в 3,1 раза превышает средний по стране, в Волгоградской области – в 2,5 раза.

Кафе, рестораны, бары, закусочные и столовые (норматив – куб.м./мес.)

Критическое завышение в 24 регионах

В Ханты-Мансийском автономном округе норматив на 1 место в 3,4 раза превышает средний по стране, в Чеченской Республике – в 2,7 раза.

Парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты (норматив – кг/мес.)

Критическое завышение в 16 регионах

В Камчатском крае норматив на 1 место в 5,7 раза превышает средний по стране, в Чеченской Республике – в 3,7 раза.

Парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты (норматив – куб.м./мес.)

Критическое завышение в 20 регионах

В Алтайском крае норматив на 1 место в 5,1 раза превышает средний по стране, в Чеченской Республике – в 4,8 раза.

«В отдельных регионах нормативы разработаны для минимального количества категорий объектов, – констатируется в результатах мониторинга. – Между тем укрупнение объектов накопления ТКО препятствует определению соответствующих действительности объемов мусора и ведет к завышению платы для предпринимателей за его вывоз».

Для решения проблемы Борис Титов предложил законодательно утвердить на федеральном уровне единые, обязательные для всех регионов нормативы накопления ТКО, предусмотрев в них максимально детальную дифференциацию по категориям объектов.

 

Результаты мониторинга тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО

В среднем по России с января 2020 г. по январь 2021 г. тарифы за куб. м. выросли на 15%, за тонну на 54%. Наиболее высокие тарифы установлены в Северо-Западном федеральном округе – 1318 руб/ куб.м., наиболее низкие – в Северо-Кавказском федеральном округе – 428 руб/ куб. м.

Наибольший прирост тарифов зафиксирован в Северо-Западном федеральном округе (+62%), Сибирском федеральном округе (+16%) и Северо-Кавказском федеральном округе (+10%)
 

Наиболее высокие тарифы (руб. / куб. м.)  

Ненецкий АО – 7 643 руб.

Чукотский АО – 3 748 руб.

Красноярский край – 1 097 руб.

Камчатский край – 1 014 руб.

Мурманская обл. – 857 руб.

Республика Коми – 825 руб.

Республика Саха (Якутия) – 800 руб.

Ленинградская обл. – 793 руб.

Кировская обл. – 779 руб.

Ямало-Ненецкий АО – 773 руб.
 

Наиболее низкие тарифы (руб./ куб. м.) 

Кабардино-Балкарская Республика – 252 руб.

Республика Северная Осетия-Алания – 299  руб.

Магаданская область – 362  руб.

Новгородская область – 364  руб.

г. Севастополь – 371  руб.

Республика Татарстан – 380,5 руб.

Республика Тыва – 380,5 руб.

Республика Мордовия – 385 руб.

Томская область – 386 руб.

Астраханская область – 403 руб.

 

Региональные операторы зачастую навязывают предпринимателям заключение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях учета отходов расчетным путем, то есть по завышенным нормативам, а не по «факту».

Для решения проблемы предложено законодательно предусмотреть обязанность региональных операторов предлагать к заключению договоры, предусматривающие все методы коммерческого учета ТКО, предусмотренные п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505.

 

Источник http://ombudsmanbiz.ru

Бизнес-омбудсмен отметила значительное снижение числа проверок в лицензионном контроле, строительном, жилищном и дорожном надзоре

10 декабря 2020

Уполномоченный по защите прав предпринимателей приняла участие в работе коллегии Госкомитета Карелии по строительному, жилищному и дорожному надзору.

9 декабря Елена Гнётова приняла участие в работе заседании коллегии Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, где обсуждались итоги работы ведомства за 11 месяцев 2020 года.

Елена Гнётова отметила, что согласно статистической информации, представленной членам коллегии Председателем Госкомитета Александром Эдуардовичем Темнышевым, административная нагрузка на малый и средний бизнес в части лицензионного контроля, строительного, жилищного и дорожного надзора в 2020 году значительно снизилась:


Количество плановых проверок лицензионного контроля уменьшилось в 3,7 раза: с 2356 в 2019 году до 622 проверок за аналогичный период текущего года.


В рамках жилищного надзора этот показатель снизился более чем в 6 раз – с 485 до 73 проверок.

Александр Темнышев привёл цифры существенного снижения также и внеплановых проверок соблюдения лицензионных требований и жилищного законодательства. Он отметил, что в 2019 году таких проверок было 2841, а в 2020 их число составило 695.

При этом, в текущем году в ходе внеплановых проверок выявлено 987 нарушений и рассмотрено 294 административных дела.

Особенностью 2020 года, по мнению Руководителя Госкомитета, стало проведение административных расследований в отношении управляющих компаний многоквартирных домов в связи с невыполнением правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.

По 20.6.1 статье КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ, за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Республики Карелия при существующей угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, за действия (бездействия), повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, Госкомитетом было выдано 18 предупреждений и наложен 1 административный штраф.

Как сообщил А. Темнышев, в рамках строительного надзора были проведены 292 проверки в отношении 242 строящихся объектов, выдано 102 предписания об устранении нарушений.

В заключении Председатель Госкомитета пояснил, что основной задачей ведомства на 2021 год будет внедрение нового подхода в контрольно-надзорной деятельности, в связи с вступлением в силу федерального закона от 31.07.2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Деятельность сотрудников Госкомитета будет направлена на профилактику и стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований, которые являются предметом проверки при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

Уже сейчас ведомством определяется ряд профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба): информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, консультирование, издание руководств по соблюдению обязательных требований, профилактические визиты.


 

Елена Гнётова рассказала федеральному омбудсмену Борису Титову о проблемах бизнеса в связи с введением платы за сверхнормативный сброс сточных вод

03 ноября 2020

22 октября на совещании региональных омбудсменов с Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым обсуждались вопросы жалоб бизнеса на кратное увеличение платы за водоотведение и сверхнормативный сброс сточных вод.

 

В адрес бизнес-защитников разных регионов поступают многочисленные обращения предпринимателей в связи с трехкратным увеличением счетов от предприятий Водоканала.

 

Предприниматели и организации с июля месяца должны оплачивать не только суммы за водоотведение, но также за негативное воздействие, за сброс сточных вод сверх установленных нормативов.

 

Предприниматели в своих жалобах указывают, что вид их деятельности не относится к вредным производствам, в отношении их организаций не проводились замеры наличия вредных веществ в стоках, никакого сверхнормативного сброса воды они не осуществляют, но при этом их обязывают оплачивать увеличившиеся счета.

 

При этом, если предприятия располагаются в многоквартирном доме, то по новым правилам водоотведения, обязаны оплачивать счета за   негативное воздействие и за сверхнормативный сброс.

 

Елена Гнётова рассказала, что также получает многочисленные обращения предпринимателей республики в связи с кратным увеличением оплаты за водоотведение:


«Новые правила порядка взаимодействия между водоканалами и абонентами введены Постановлением Правительства РФ № 728 и заработали с 1 июля. 

Ранее, субъекты предпринимательства, заключившие договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод с Водоканалом, вносили только один вид платы - за «негативное воздействие на систему водоотведения». С вступлением в силу новых правил, появился дополнительный вид платы – за сброс загрязняющих веществ в сточных водах сверх установленных нормативов.

Компании водоснабжения посчитали, что согласно новым правилам, имеют право взимать плату за сверхнормативный сброс сточных вод только потому, что предприятия находятся в многоквартирном доме, и не имеют отдельного канализационного стока. При этом вид деятельности и количество работников не имеет значения».


 

Таким образом, как указала бизнес-омбудсмен, в число «виноватых» за негативное воздействие и сверхнормативный сброс попадает огромное количество предприятий лишь потому, что располагаются в многоквартирном доме и не могут построить отдельные канализационные колодцы ввиду технической сложности или высокой стоимости.

 

Елена Гнётова внесла предложение о корректировке Правил холодного водоснабжения и водоотведения № 644 (в редакции от 22.05.2020):


«Пункт 123(4) Правил N 644 требует корректировки в части установления платы за сверхнормативный сброс сточных вод и платы за вред, причиненный водному объекту, только в случае установления фактически причинённого ущерба абонентами системам водоотведения».


 

Предложение будет рассмотрено на федеральном уровне.

 

Ранее Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнётова обсуждала данную проблематику и предложения по корректировке Правил водоснабжения и водоотведения с представителями предпринимательского сообщества и Главным управляющим директором АО «ПКС – Водоканал» Александром Сафроновым.

Елена Гнётова приняла участие в обсуждении вопросов тарифного регулирования на теплоснабжение

04 марта 2020

28 февраля В Государственном комитете Карелии по ценам и тарифам состоялось заседание Общественного совета. Ключевыми темами диалога стали вопросы, связанные с регулированием стоимости услуг для предприятий, чьи сферы деятельности относятся к теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению. Также в обсуждениях на совете затронули тему тарифа на обращение с твердыми коммунальными отходами.

В заседании Общественного совета приняли участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия, руководители ведомства, представители республиканских общественных организаций и бизнеса.

Заседание открыл председатель Госкомитета Тимофей Крюков, который сообщил о результатах тарифного регулирования в республике в 2019 году и задачах на 2020 год. Подробно руководитель государственного органа остановился на отличиях тарифной кампании 2019 года от других прошлых периодов.

По словам Тимофея Крюкова, тарифное регулирование 2019 года проходило в два этапа – с 1 января и с 1 июля. В первом случае механизм повышения тарифов на коммунальные услуги был применен ввиду изменения налога на добавочную стоимость с 18 % до 20 %, а с 1 июля изменение цен на услуги коммунальной сферы предусмотрено в связи с ежегодной индексацией на всей территории Российской Федерации. Однако при первом и втором регулировании все тарифы утверждены ведомством в пределах индексов, установленных для Карелии. Всего за период регулирования Госкомитетом было рассмотрено более 270 тарифных дел в непромышленной сфере, а также в коммунальной – горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроэнергия и, конечно, по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В 2019 году от Министерства энергетики РФ и ФАС РФ для регулирующих органов по всей стране, в том числе и для Госкомитета Республики Карелия, поступили рекомендации, связанные с долгосрочным регулированием тарифов на коммунальные услуги. Самое главное требование федеральных органов основывается на том, чтобы договоры коммерческих концессий с регулируемыми организациями заключались на максимально прозрачных долгосрочных условиях, выгодных не только для таких компаний, но и для потребителей коммунальных услуг.

Также Тимофей Крюков рассказал, что с 2019 года ведомство усилило контроль в области предоставления открытой информации от регулируемых организаций. Особое внимание уделяется размещению данных на открытых источниках – порталах и сайтах таких организаций.

Елена Гнётова подняла вопрос увеличения тарифов на теплоснабжение в отдельных муниципалитетах республики, о чем сообщают предприниматели Олонецкого, Пудожского, Беломорского районов.

Председатель Госкомитета Тимофей Крюков отметил, что тема стоимости топлива – ключевой момент в образовании тарифов на отопление для карельских ресурсоснабжающих организаций, предоставляющих тепловую энергию по районам республики.

На данный момент существует межтарифная разница, которая компенсируется регулируемым организациям из бюджета республики. На 2020 год в республиканском бюджете запланировано на эти средства порядка 1 миллиарда рублей.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Елена Гнетова внесла предложение о создании межотраслевого совета, который может обсуждать проблемные вопросы отопления в республике, так как конечные тарифы в совокупности формируются из многих составляющих, влиять на которые комитет по тарифам не может.

Тимофей Крюков также рассказал, что за 2019 год и уже за 2020, руководителями и специалистами ведомства проведена серьезная работа в области тарифообразования и контроля за регулируемыми организациями. В 2020 году на территории Карелии осталось не более двух организации, которые не вышли на регулирование.

Елена Гнётова рассказала о жалобах предпринимателей Карелии на рост тарифов на тепловую энергию

10 февраля 2020

30 января Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнетова приняла участие в работе Общественного Совета  Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам.

Бизнес-омбудсмен выступила перед членами Общественного Совета, рассказав о росте обращений субъектов предпринимательской деятельности республики с жалобами на увеличение суммы выставляемых платежей на тепловую энергию в 2019 и 2020 году.

По информации Е. Гнётовой, в адрес Уполномоченного поступили индивидуальные и коллективные обращения из Суоярвского и Олонецкого муниципальных районов, городов Беломорск и Пудож:


«Предприниматели вместе с жалобами и обращениями направляют счета, в которых отражены цены на отопление и горячее водоснабжение. Председатель Совета предпринимателей Суоярвского района обратился в адрес Уполномоченного от имени субъектов бизнеса муниципального района, сообщив, что предприниматели очень обеспокоены тем, что платежи за тепловую энергию увеличились более чем на 40 процентов, что является большой нагрузкой для предпринимателей. Индивидуальные предприниматели и юридические лица Суоярвского муниципального района просят пояснить, чем вызвано такое повышение и чем обусловлено различие в стоимости услуг регулируемых организаций в сфере теплоснабжения в разных муниципалитетах республики».


Елена Гнётова передала жалобы предпринимателей руководителю Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам Тимофею Крюкову для разрешения по существу.

Председатель Госкомитета Тимофей Крюков пояснил, что различие в стоимости услуг регулируемых организаций может быть обусловлено объемами реализации услуг по теплоснабжению - чем больше объем реализации, тем, как правило, ниже тариф, территориальным расположением объектов теплоснабжения, протяженностью сетей, уровнем энергоемкости используемого оборудования, степенью изношенности сетей и оборудования, другими причинами и особенностями технологического процесса конкретной регулируемой организации.

Председатель Комитета уверил Уполномоченного и членов Совета, что внимательно изучит все обращения и разберётся с каждым отдельным случаем увеличения платы за тепловую энергию, каждому заявителю будут направлены мотивированные ответы с результатами рассмотрения жалоб. Уполномоченный  взяла обращения  субъектов бизнеса на контроль.

Заместитель председателя Комитета Марина Пупышева пояснила, что субъекты естественных монополий в целях обеспечения прозрачности деятельности должны размещать информацию о результатах работы на своих ресурсах. Для защиты интересов потребителей Комитет осуществляет региональный контроль за стандартами раскрытия информации. Систематическому наблюдению в 2019 году были подвергнуты 66 хозяйствующих субъектов. По результатам контроля, как сообщила М. Пупышева, было выдано 8 предписаний.

Заместитель Председателя рассказала членам Совета о полномочиях Комитета в сфере надзора и контроля в области регулируемых государством цен (тарифов), отметив, что в отчетном периоде Госкомитетом были проведены 4 плановые документарные проверки в отношении юридических лиц. По результатам проверок нарушений выявлено не было.

Также Марина Пупышева сообщила, что внеплановые проверочные мероприятия проводятся и по обращениям граждан и юридических лиц. По результатам таких проверок в 2019 году были возбуждены три дела об административных правонарушениях по части 1 и части 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Одно юридическое лицо было освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения. Два юридических лица подвергнуты наказанию в виде административного штрафа в размере 100,1 тыс.рублей.

Применение онлайн-касс в сфере ЖКХ

27 декабря 2019

Контрольно-кассовую технику при осуществлении расчётов могут не применять:

ТСЖ, ЖК, ЖСК, иные специализированные потребительские кооперативы


за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности;

при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги
(п. 13 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ).



Исключение:


расчёты наличными деньгами;

расчёты с предъявлением электронных платёжных средств (ЭСП) при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем ККТ указанными товариществами и кооперативами при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги как от своих членов, так и от собственников помещений, не являющихся членами товариществ и кооперативов (Письма Минфина РФ от 02.08.2019 N 03-01-15/58447, от 16.07.2019 N 03-01-15/52689).


 

 

Контрольно-кассовую технику при осуществлении расчётов обязаны применять:

Ресурсоснабжающие организации (РСО) и Управляющие компании (УК)


при приеме платы за ЖКХ при любом способе расчета. Наличие аппарата по приему платежей по банковской карте (договор эквайринга) не является основанием для неприменения ККТ.

(Согласно внесенным Законом № 129-ФЗ изменениям указанным налогоплательщикам разрешено использовать удаленную фискализацию (подп. 2 п. 5.6. ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Кроме того, свою обязанность по применению ККТ они вправе исполнить в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет (п. 5.10 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). При этом по умолчанию кассовый чек клиенту не выдается и не направляется. Выдача кассового чека клиенту осуществляется только по письменному запросу последнего, который он может сделать в течение 3 месяцев с даты расчета. В отсутствие запроса обязанность по применению ККТ считается исполненной).
 

Е. Гнетова представила анализ обращений предпринимателей

09 декабря 2019

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия выступила перед участниками деловой сессии «Мой бизнес: встречи по делу».

5 декабря Министерство экономического развития Карелии при сотрудничестве с ТАСС организовало в Петрозаводске деловую сессию «Мой бизнес: встречи по делу».

Мероприятие открыл министр экономического развития П. Буренков, который рассказал о поддержке субъектов бизнеса Карелии и тех возможностях, которые будут представлены в 2020 году.

Е. Гнетова рассказала о целях и задачах бизнес-омбудсмена, привела статистику и анализ обращений за 2019 год. Среди основных вопросов жалоб –проблемы при оказании услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, демонтаж нестационарных торговых объектов, требования акцизной таможни по оплате утилизационного сбора за временно ввезенную технику, введение маркировки отдельных категорий товаров средствами идентификации, переход с ЕНВД на иные налоговые системы.

Е. Гнетова отметила, как важный результат работы, запрет взимания утилизационного сбора за временно ввезённую колесную технику на территорию РФ, что позволило лесозаготовительным предприятиям РФ и Республики Карелия стабильно и планово  работать, принятие порядка внесения изменений в схему нестационарных торговых объектов города Петрозаводска, а также внесение изменений в типовую форму публичного договора регионального оператора по вывозу ТКО, что дало возможность потребителям учитывать отходы как по нормативам, так и по фактическому объему. Все итоги работы за 2019 год будут отражены в ежегодном докладе Уполномоченного.

Бизнес-омбудсмен также отметила снижение административного давления контрольно-надзорными органами на бизнес в 2019 году и более широкое применение контролирующими органами практики замены штрафов на предупреждения, а также сообщила о своем участии в работе двух рабочих групп при Правительстве РФ по реализации механизма «регуляторной гильотины» с целью создания новой системы контрольно-надзорного законодательства.

При содействии Бизнес-омбудсмена предприниматель заключил договор по фактическому объему ТКО

09 декабря 2019

К Уполномоченному Елене Гнетовой обратился индивидуальный предприниматель из Калевальского муниципального района с просьбой помочь урегулировать спорную ситуацию с Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Автоспецтранс».

В октябре 2018 года индивидуальным предпринимателем была направлена заявка в адрес регионального оператора о заключении договора по фактическому объему ТКО в связи с приобретением и установкой контейнера.

Тем не менее, предприниматель продолжал получать счета на оплату услуг по вывозу ТКО по нормативам.

Уполномоченный провела переговоры по жалобе предпринимателя с руководителем регионального оператора, который подтвердил получение документов о наличии контейнерной площадки, а также заверил Уполномоченного, что техническая ошибка будет исправлена.

В настоящее время в договор внесены изменения по фактическому учету ТКО, предпринимателю произведён перерасчет, законные права индивидуального предпринимателя восстановлены.

Предложения карельского бизнес-омбудсмена по вопросам обращения с ТКО одобрены

28 ноября 2019

Елена Гнётова сообщила, что Уполномоченным при Президенте РФ были одобрены и взяты в работу предложения  карельского бизнес-омбудсмена:


зафиксировать в федеральном законодательстве возможность заключения оператором по вывозу и утилизации ТКО одного договора с несколькими потребителями для учёта фактического объёма ТКО (в случае, если они пользуются одной общей контейнерной площадкой); 

отменить требование оформлять «Паспорт отходов и нормативы образования отходов» для всех неопасных производств.


21 ноября 2019 года состоялось совещание региональных омбудсменов с участием Аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и федерального эксперта в сфере природопользования и экологии Ильдара Неверова.

От Республики Карелия в мероприятии приняли участие Бизнес-омбудсмен Елена Гнётова и эксперт Уполномоченного по вопросам природопользования Ольга Брайко.

Совещание в режиме вебинара было посвящено реализации реформы обращения с твёрдыми коммунальными отходами в регионах России.

Ильдар Неверов отметил, что Аппаратом федерального Уполномоченного была проанализирована практика региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей по вопросам разрешения жалоб субъектов бизнеса в сфере обращения с ТКО.

Также И.Неверов пояснил, что в связи с большой разницей величиной нормативов образования ТКО между регионами, экспертами был проведен анализ 90 территориальных схем в области обращения с отходами по субъектам Российской Федерации, создана библиотека объемов образования твердых коммунальных отходов для дальнейшего создания базы для расчета тарифов.

Исследование, по словам И.Неверова, выявило проблемы с методологией нормативов: к одной и той же категории муниципальных образований отнесены города с совершенно разным количеством  населения и уровнем деловой активности. Одинаковые нормативы устанавливаются для совершенно разных предприятий – разных отраслей, разной мощности. В разных регионах в рамках одной отрасли используются разные расчетные единицы. 

Необходима, как считают эксперты Аппарата федерального Уполномоченного, разработать и установить четкую стандартизацию требований к нормативам накопления ТКО, что позволит решить многие проблемы, в том числе - проблему с собираемостью платы за вывоз мусора.

Анализ жалоб к региональным Уполномоченным позволил выявить общую тенденцию резкого увеличения расходов предпринимателей на вывоз мусора, в основном – именно из-за завышенных нормативов образования ТКО. Более того, во многих регионах бизнесу навязывают оплату вывоза ТКО исключительно по нормативу, хотя по типовому договору, установленному правительством России в 2016 году, должна быть предусмотрена оплата услуг вывоза отходов по их фактическому количеству и объёму.

Елена Гнётова сообщила, что на совещании была отмечена важность сотрудничества  бизнес-омбудсменов с региональными операторами по обращению с ТКО, органами  исполнительной власти для эффективного разрешения вопросов жалоб субъектов предпринимательства:

«Для полноценного запуска «мусорной реформы» необходимо нормативы образования ТКО привести к реалистичному уровню, а также обеспечить  условия для фактического учета твердых коммунальных отходов. Задача, поставленная перед Уполномоченными,- осуществлять контроль за предоставлением субъектам предпринимательства законной возможности оплаты услуг по фактическому объему производимых ТКО».

В настоящее время Уполномоченным Б.Ю.Титовым подготовлены и направлены предложения по актуализации нормативов накопления ТКО и иных вопросов реализации «мусорной реформы» в адрес федеральных органов власти и законодателей.

Аппарат Федерального бизнес-омбудсмена планирует регулярно проводить мероприятия с участием общественных экспертов Б.Ю. Титова в формате вебинаров, в рамках которых буду обсуждаться актуальные и системные вопросы, с которыми сталкиваются региональные  уполномоченные в ходе рассмотрения обращений.

Бизнес-омбудсмен отстояла права предпринимателя в суде

28 ноября 2019

22 ноября 2019 года Арбитражный суд Карелии отказал Центральной акцизной таможни в удовлетворении иска о взыскании с предприятия утилизационного сбора за временно ввезенный лесохозяйственный трактор из Финляндии в Россию.

В 2018 году к Бизнес-омбудсмену поступила жалоба предприятия Лоухского муниципального района на требования Центральной акцизной таможни по оплате  утилизационного  сбора в размере более 10 миллионов рублей на основании Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Изучив документы и обстоятельства дела Елена Гнетова посчитала, что права предпринимателя нарушены, поскольку утилизационный сбор является компенсационным сбором и должен уплачиваться только в том случае, если ввозимое самоходное транспортное средство подлежит утилизации на территории России. Уполномоченный вступила в суде 3-м лицом, не заявляющим самостоятельные требования.

По аналогичной жалобе индивидуального предпринимателя из города Костомукши Уполномоченный ходатайствовала перед арбитражным судом о направлении  обращения  в Конституционный Суд РФ о признании неконституционным положений статьи 24.1 Федерального закона № 89 «Об отходах производства и потребления» в части возложения на лиц, осуществивших временный ввоз транспортных средств на территорию России, обязанности по уплате утилизационного сбора.

Учитывая, что положения данной статьи были признаны Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.07.2019 № 30-П не соответствующими Конституции Российской Федерации, Арбитражный суд Карелии не нашел оснований для удовлетворения требований, заявленных таможней. В удовлетворении иска было отказано. Права предпринимателя восстановлены.

Дело А26-12845/2018

Бизнес-омбудсмен Карелии: региональный оператор не может требовать «паспорт отхода» при заключении договора на вывоз ТКО

21 ноября 2019

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия получает многочисленные обращения от предпринимателей с вопросами по поводу договорных отношений с единым региональным оператором по обращению с ТКО.

Елена Гнётова сообщила, что часть обращений касается требований по предоставлению паспортов отходов для заключения договоров на вывоз и утилизацию ТКО.

Для разъяснения ситуации Уполномоченный обратилась в Министерство строительства, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики. Заместитель министра П.В.Банковский в ответном письме указал, что в действующем законодательстве отсутствует обязательное требование о предоставлении в адрес регионального оператора паспортов отходов.

Уполномоченный предлагает предпринимателям ознакомиться с Порядком заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016года № 1156 http://docs.cntd.ru/document/420382731) и в случае незаконных требований обращаться в адрес Министерства строительства Карелии, которое отвечает за деятельность регионального оператора или направлять жалобу Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Карелия по электронному адресу: ombudsmanbiz@gov.karelia.ru.

Бизнес-Омбудсмен Карелии выступает за уменьшение штрафов для управляющих компаний

17 октября 2019

Елена Гнётова сообщила, что Борис Титов - Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей обратился к вице-премьеру Правительства РФ Виталию Мутко с предложением изменить порядок административного наказания управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Предложения сводятся к уменьшению сумм штрафов по отдельным статьям КоАП РФ, а также к обязательному применению системы предупреждений.

Елена Гнётова рассказала, что к ней, как к региональному бизнес-омбудсмену обращаются управляющие компании республики, которые жалуются на величину штрафов за негрубые нарушения:


«За нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) предприятие может получить штраф до 50 тысяч рублей. А за нарушение правил по управлению многоквартирными домами юридическое лицо штрафуется до двухсот пятидесяти тысяч рублей. Причём, этих правил очень много, и не все нарушения являются грубыми. Также надо отметить, что источник финансирования деятельности управляющих компаний - средства собственников жилья, уплата любых административных штрафов осуществляется из средств, полученных на содержание и ремонт общего имущества. Значит, от штрафов страдают, прежде всего жильцы».


Уполномоченный Елена Гнётова отметила, что контрольно - надзорные органы должны сначала предупреждать и лишь после невыполнения предупреждения – штрафовать, но практика показывает, что управляющие компании штрафуют при малейшем нарушении, что делает финансовое состояние предприятий нестабильным и приводит к невозможности выполнения обязательств:


«Это просто замкнутый круг: управляющие компании штрафуют на большие суммы, они вынуждены снижать качество услуг, чтобы выполнить свои обязательства, услуги при этом перестают соответствовать требованиям и правилам управления многоквартирными домами, и предприятия снова штрафуют. Надо разомкнуть этот порочный круг бесконечных штрафов».


Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов предложил снизить в два раза штрафные санкции по следующим статьям КоАП РФ: 7.23.3 (за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами), 7.22 (за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений) и 14.1.3 (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии) (кроме грубых нарушений).

В то же время, Борис Титов считает, что злостных нарушителей, которые подделывают протоколы собраний жильцов, не обращают внимания на предупреждения, продолжают игнорировать свои обязанности, необходимо наказывать серьезнее, вплоть до отзыва лицензии и дисквалификации учредителей и руководителей.