Недвижимость

Елена Гнетова предложила пересмотреть ставки арендной платы за земельные участки

02 ноября 2023

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнётова направила в адрес Министерства экономического развития Карелии свои предложения по корректировке уже принятых нормативных правовых актов, которые необоснованно затрудняют осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.

В частности, Елена Гнётова предложила пересмотреть размер существующей ставки аренды земли для размещения объектов бытового обслуживания и общепита.

В республике действует Постановление Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2014 года N 120-П об установлении арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена.

«Такие виды деятельности, как бытовое обслуживание и общественное питание имеют ставку годовой арендной платы за использование земельных участков самую высокую из всех видов деятельности, упомянутых в Постановлении, - указала Бизнес-омбудсмен. - Например, в Петрозаводском, Костомукшском городских округах, Беломорском, Медвежьегорском, Сегежском и Сортавальском муниципальных районах ставка аренды земельных участков для размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания составляет 18% от кадастровой стоимости земельного участка».

Уполномоченный полагает, что величина арендной ставки должна устанавливаться в соответствии с принципами экономической обоснованности и учётом необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.

Принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в Постановлении Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582.

Елена Гнетова считает, что при определении величины ставки арендной платы необходимо руководствоваться данными принципами.

Предложения Уполномоченного включены в План проведения экспертизы нормативных правовых актов Республики Карелия на 2024 год.

Вступил в силу закон о мерах поддержки в сфере аренды государственных и муниципальных земельных участков

30 марта 2022

До 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключить дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение срока действия договора аренды. 

 

Основания его заключения и задолженность по арендной плате не имеют значения. 

 

Основные условия:

-на дату обращения арендатора не истек срок договора аренды либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора;

-на дату обращения арендатора не должно быть неустраненных нарушений законодательства при использовании земельного участка.

 

Максимальный срок продления — 3 года. 

Арендодатель обязан без торгов заключить дополнительное соглашение не позже 5 рабочих дней со дня обращения.

 

Документ: Федеральный закон от 14.03.2022 №58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Важно для арендаторов земельных участков!

17 марта 2022

Вступил в силу Федеральный закон от 14.03.2022 №58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Этим законом приняты меры поддержки арендаторов государственных и муниципальных земельных участков 

 

ЗАКОНОМ ПРЕДУСМОТРЕНО ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ 

Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе до 1 марта 2023 года направить заявление арендодателю о заключении дополнительного соглашения об увеличении срока действия договора аренды. 

 

Основания заключения договора и задолженность по арендной плате не имеют значения. 

 

ПРИ СОБЛЮДЕНИИ КАКИХ УСЛОВИЙ ДОГОВОР БУДЕТ ПРОДОЛЕН? 

На дату обращения арендатора не истек срок договора аренды либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора;

на дату обращения арендатора не должно быть неустраненных нарушений законодательства при использовании земельного участка.

 

СРОК, НА КОТОРЫЙ ПРОДЛЕВАЕТСЯ ДОГОВОР.

Максимальный срок продления — 3 года. 

 

Арендодатель обязан без торгов заключить дополнительное соглашение не позже 5 рабочих дней со дня обращения.

 

Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия, органами муниципальной власти Республики Карелия будут приняты соответствующие нормативные правовые акты во исполнении норм данного Федерального закона.

ОСНОВНОЙ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ВИД РАЗРЕШЁННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА.

09 февраля 2022

Подписанный Президентом РФ накануне Нового года пакет законов коснулся ряда важных вопросов в сфере недвижимости. Например, устранена неопределенность в вопросе о необходимости внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о вспомогательном виде разрешенного использования земельного участка.

 

В Земельный кодекс РФ и Закон о регистрации недвижимости внесены изменения. Теперь правообладатели могут использовать земельный участок как по основному виду разрешённого использования, так и по его вспомогательному виду разрешённого использования.

 

КАК БЫЛО РАНЬШЕ?

Устанавливалась административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению, если правообладатель использовал земельный участок в соответствии с вспомогательным видом разрешенного использования без внесения сведений об этом в ЕГРН.

 

ЧТО СТАЛО ТЕПЕРЬ?

Внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется. 

Применительно к основным и условно разрешенным видам использования предусмотрено, что соответствующий вид использования считается выбранным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН (напомню, что такие сведения направляются для внесения в ЕГРН органами государственной власти и местного самоуправления, принявшими соответствующее решение).

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕТ СВЕДЕНИЙ В ЕГРН?

Если правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ на земельный участок выдан до 31 января 1998 г. и сведения о земельном участке или виде его разрешенного использования отсутствуют в ЕГРН, выбранным считается тот вид использования, который указан в правоустанавливающем (правоудостоверяющем) документе.

 

Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 493-ФЗ

Оспаривание кадастровой стоимости – возможность для снижения затрат предпринимателей

23 марта 2021

23 марта 2021 Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия приняла участие в работе комиссии по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости в отношении одного объекта некапитального строительства и 23-х земельных участков, в числе которых - земли сельскохозяйственного назначения, расположенные в Питкярантском районе Республики Карелия.

Как рассказала Елена Гнётова, членами комиссии было принято положительное решение почти по всем рассмотренным заявлениям:


«Основания подачи заявлений в комиссию – установление кадастровой стоимости в размере рыночной. По многим объектам отклонение рыночной стоимости от кадастровой составило более 50%. Комиссия перед принятием решения внимательно изучила представленные отчеты об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, требования федеральных стандартов оценки, существенным образом влияющих на итоговую стоимость объекта оценки, выслушала мнение экспертов.

В итоге большинство заявлений по установлению кадастровой стоимости в размере рыночной удовлетворены».


Бизнес-омбудсмен отметила, что кадастровая стоимость объектов недвижимости влияет на величину исчисляемого налога на недвижимость.


«В Налоговый кодекс Российской Федерации еще в 2015 году были внесены изменения в части учёта налогов на имущество не от инвентаризационной, а от кадастровой стоимости. Полный переход на такую систему завершился в 2020 году. Предприниматели, граждане сталкиваются с увеличением суммы налога и арендной платы, которая также исчисляется от кадастровой стоимости. Возможность оспаривать кадастровую стоимость предоставлена государством и многие этой возможностью уже воспользовались».


Елена Гнётова дополнительно информирует, что данные об объекте недвижимости, хранятся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Информацию о кадастровой стоимости недвижимости можно узнать бесплатно, заказав выписку о кадастровой стоимости объекта в многофункциональном центре государственных услуг, или ознакомиться с кадастровой стоимостью на публичной кадастровой карте.

С информацией о порядке оспаривания кадастровой стоимости можно ознакомиться на официальном сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Карелия / в разделе «Недвижимость»

С 1 апреля в Карелии изменится порядок оспаривания кадастровой стоимости

16 марта 2021

С 1 апреля 2021 года на территории Республики Карелия применяются новые правила оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости, предусмотренные статьей 22.1 «Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости» Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон об оценке). Такое решение принято Правительством Республики Карелия (постановление № 72-П от 9 марта 2021 года).

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отмечает следующие нововведения с 1 апреля 2021 года:

1) на территории Республики Карелия не применяются положения статьи 22 Закона об оценке;

2) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется;

3) заявления об установлении рыночной стоимости подаются в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;

4) заявления об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости подаются в Государственное бюджетное учреждение Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки» (г. Петрозаводск, наб. Варкауса, дом 3);

5) для обращения в суд предварительное обращение в ГКУ РК «ЦГКО» становится обязательным.

Перечень документов, прилагаемых к  заявлению об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости:

1. Заявление об установлении рыночной стоимости;

2. Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа;

3. Доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.

Форма заявления об установлении рыночной стоимости и требования к ее заполнению утверждены Приказом Росреестра от 06.08.2020 № П/0287.  Скачать образец заявления и ознакомиться с указанным приказом можно на сайте ГБУ РК «ЦГКО» -  http://www.cgko10.ru/ в разделе «Государственная кадастровая оценка/Оспаривание результатов».

При наличии вопросов, связанных с проведением государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества и оспариванием ее результатов, можно обратиться непосредственно в ГБУ РК «ЦГКО» (г. Петрозаводск, наб. Варкауса, дом 3), либо посредством телефонной связи (8142) 595-552 в будние дни понедельник - четверг с 08:30 до 16:45, пятница с 08:30 до 15:15 (обеденный перерыв с 12:00 до 12:45).

Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Источник: http://property.gov.karelia.ru/

Для предпринимателей подготовлены памятки по оспариванию кадастровой стоимости

15 января 2021

Институтом Уполномоченных по защите прав предпринимателей подготовлены памятки для субъектов предпринимательской деятельности – правообладателей объектов недвижимости о способах защиты своих прав и законных интересов на разных этапах определения и обжалования кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Как пояснила бизнес – омбудсмен Карелии Елена Гнётова, кадастровая стоимость объектов недвижимости напрямую влияет на условия ведения предпринимательской деятельности. Она является базой для расчета сумм имущественных налогов, а в отношении объектов государственного и муниципального имущества – арендных и выкупных платежей.

Уполномоченный рассказала, что она сама входит в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Елена Гнётова отметила, что путь оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости через установление его рыночной стоимости достаточно длительный и дорогостоящий, так как заявителям необходимо заказать у оценщика отчёт о рыночной оценке, оплатить эти работы. Часто правообладателям отказывают в установлении кадастровой стоимости, равной рыночной. Этому есть много причин, в том числе, ошибки при подготовке отчётов о рыночной оценке. Юридические и физические лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права или обязанности, могут предпринять меры по устранению технических ошибок при определении кадастровой стоимости:


«Предпринимателям необходимо знать, что причиной завышенной кадастровой стоимости могут быть также технические ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости. Чаще всего к завышению или занижению кадастровой стоимости приводят неверные характеристики объекта недвижимого имущества, используемые в кадастровой оценке. Предприниматели могут уточнить характеристики объектов: местоположение, вид использования, материал стен, год постройки, направив соответствующую декларацию в государственное бюджетное учреждение, проводящее государственную кадастровую оценку в субъекте Российской Федерации».


Елена Гнётова рассказала, что в информационном материале для предпринимателей также содержатся подробные памятки о порядке подачи заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, о порядке внесудебного обжалования результатов государственной кадастровой оценки. Предприниматели могут ознакомиться с пошаговой инструкцией всех указанных в памятках процедур.

Уполномоченный также информирует о существенном упрощении процедуры исправления ошибок кадастровой стоимости объектов недвижимости. Данная норма прописана в Приказе Росреестра от 06.08.2020 N П/0286 «Об утверждении формы заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, требований к заполнению заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости»:


«С 1 января 2021 года заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любое физическое или юридическое лицо в отношении любого объекта недвижимости. В одном заявлении можно будет указать сразу несколько объектов. Подать заявление можно как в бумажном варианте, подписав каждый лист, так и в электронном виде, заверив документ усиленной квалифицированной электронной подписью».