Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнётова направила в адрес Министерства экономического развития Карелии свои предложения по корректировке уже принятых нормативных правовых актов, которые необоснованно затрудняют осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.
В частности, Елена Гнётова предложила пересмотреть размер существующей ставки аренды земли для размещения объектов бытового обслуживания и общепита.
В республике действует Постановление Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2014 года N 120-П об установлении арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена.
«Такие виды деятельности, как бытовое обслуживание и общественное питание имеют ставку годовой арендной платы за использование земельных участков самую высокую из всех видов деятельности, упомянутых в Постановлении, - указала Бизнес-омбудсмен. - Например, в Петрозаводском, Костомукшском городских округах, Беломорском, Медвежьегорском, Сегежском и Сортавальском муниципальных районах ставка аренды земельных участков для размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания составляет 18% от кадастровой стоимости земельного участка».
Уполномоченный полагает, что величина арендной ставки должна устанавливаться в соответствии с принципами экономической обоснованности и учётом необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
Принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в Постановлении Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582.
Елена Гнетова считает, что при определении величины ставки арендной платы необходимо руководствоваться данными принципами.
Предложения Уполномоченного включены в План проведения экспертизы нормативных правовых актов Республики Карелия на 2024 год.
До 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключить дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение срока действия договора аренды.
Основания его заключения и задолженность по арендной плате не имеют значения.
Основные условия:
-на дату обращения арендатора не истек срок договора аренды либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора;
-на дату обращения арендатора не должно быть неустраненных нарушений законодательства при использовании земельного участка.
Максимальный срок продления — 3 года.
Арендодатель обязан без торгов заключить дополнительное соглашение не позже 5 рабочих дней со дня обращения.
Документ: Федеральный закон от 14.03.2022 №58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вступил в силу Федеральный закон от 14.03.2022 №58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Этим законом приняты меры поддержки арендаторов государственных и муниципальных земельных участков
ЗАКОНОМ ПРЕДУСМОТРЕНО ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ
Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе до 1 марта 2023 года направить заявление арендодателю о заключении дополнительного соглашения об увеличении срока действия договора аренды.
Основания заключения договора и задолженность по арендной плате не имеют значения.
ПРИ СОБЛЮДЕНИИ КАКИХ УСЛОВИЙ ДОГОВОР БУДЕТ ПРОДОЛЕН?
На дату обращения арендатора не истек срок договора аренды либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора;
на дату обращения арендатора не должно быть неустраненных нарушений законодательства при использовании земельного участка.
СРОК, НА КОТОРЫЙ ПРОДЛЕВАЕТСЯ ДОГОВОР.
Максимальный срок продления — 3 года.
Арендодатель обязан без торгов заключить дополнительное соглашение не позже 5 рабочих дней со дня обращения.
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия, органами муниципальной власти Республики Карелия будут приняты соответствующие нормативные правовые акты во исполнении норм данного Федерального закона.
Подписанный Президентом РФ накануне Нового года пакет законов коснулся ряда важных вопросов в сфере недвижимости. Например, устранена неопределенность в вопросе о необходимости внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о вспомогательном виде разрешенного использования земельного участка.
В Земельный кодекс РФ и Закон о регистрации недвижимости внесены изменения. Теперь правообладатели могут использовать земельный участок как по основному виду разрешённого использования, так и по его вспомогательному виду разрешённого использования.
КАК БЫЛО РАНЬШЕ?
Устанавливалась административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению, если правообладатель использовал земельный участок в соответствии с вспомогательным видом разрешенного использования без внесения сведений об этом в ЕГРН.
ЧТО СТАЛО ТЕПЕРЬ?
Внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.
Применительно к основным и условно разрешенным видам использования предусмотрено, что соответствующий вид использования считается выбранным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН (напомню, что такие сведения направляются для внесения в ЕГРН органами государственной власти и местного самоуправления, принявшими соответствующее решение).
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕТ СВЕДЕНИЙ В ЕГРН?
Если правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ на земельный участок выдан до 31 января 1998 г. и сведения о земельном участке или виде его разрешенного использования отсутствуют в ЕГРН, выбранным считается тот вид использования, который указан в правоустанавливающем (правоудостоверяющем) документе.
Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 493-ФЗ
23 марта 2021 Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия приняла участие в работе комиссии по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости в отношении одного объекта некапитального строительства и 23-х земельных участков, в числе которых - земли сельскохозяйственного назначения, расположенные в Питкярантском районе Республики Карелия.
Как рассказала Елена Гнётова, членами комиссии было принято положительное решение почти по всем рассмотренным заявлениям:
«Основания подачи заявлений в комиссию – установление кадастровой стоимости в размере рыночной. По многим объектам отклонение рыночной стоимости от кадастровой составило более 50%. Комиссия перед принятием решения внимательно изучила представленные отчеты об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, требования федеральных стандартов оценки, существенным образом влияющих на итоговую стоимость объекта оценки, выслушала мнение экспертов.
В итоге большинство заявлений по установлению кадастровой стоимости в размере рыночной удовлетворены».
Бизнес-омбудсмен отметила, что кадастровая стоимость объектов недвижимости влияет на величину исчисляемого налога на недвижимость.
«В Налоговый кодекс Российской Федерации еще в 2015 году были внесены изменения в части учёта налогов на имущество не от инвентаризационной, а от кадастровой стоимости. Полный переход на такую систему завершился в 2020 году. Предприниматели, граждане сталкиваются с увеличением суммы налога и арендной платы, которая также исчисляется от кадастровой стоимости. Возможность оспаривать кадастровую стоимость предоставлена государством и многие этой возможностью уже воспользовались».
Елена Гнётова дополнительно информирует, что данные об объекте недвижимости, хранятся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Информацию о кадастровой стоимости недвижимости можно узнать бесплатно, заказав выписку о кадастровой стоимости объекта в многофункциональном центре государственных услуг, или ознакомиться с кадастровой стоимостью на публичной кадастровой карте.
С информацией о порядке оспаривания кадастровой стоимости можно ознакомиться на официальном сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Карелия / в разделе «Недвижимость»
С 1 апреля 2021 года на территории Республики Карелия применяются новые правила оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости, предусмотренные статьей 22.1 «Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости» Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон об оценке). Такое решение принято Правительством Республики Карелия (постановление № 72-П от 9 марта 2021 года).
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отмечает следующие нововведения с 1 апреля 2021 года:
1) на территории Республики Карелия не применяются положения статьи 22 Закона об оценке;
2) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется;
3) заявления об установлении рыночной стоимости подаются в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
4) заявления об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости подаются в Государственное бюджетное учреждение Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки» (г. Петрозаводск, наб. Варкауса, дом 3);
5) для обращения в суд предварительное обращение в ГКУ РК «ЦГКО» становится обязательным.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости:
1. Заявление об установлении рыночной стоимости;
2. Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа;
3. Доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.
Форма заявления об установлении рыночной стоимости и требования к ее заполнению утверждены Приказом Росреестра от 06.08.2020 № П/0287. Скачать образец заявления и ознакомиться с указанным приказом можно на сайте ГБУ РК «ЦГКО» - http://www.cgko10.ru/ в разделе «Государственная кадастровая оценка/Оспаривание результатов».
При наличии вопросов, связанных с проведением государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества и оспариванием ее результатов, можно обратиться непосредственно в ГБУ РК «ЦГКО» (г. Петрозаводск, наб. Варкауса, дом 3), либо посредством телефонной связи (8142) 595-552 в будние дни понедельник - четверг с 08:30 до 16:45, пятница с 08:30 до 15:15 (обеденный перерыв с 12:00 до 12:45).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Источник: http://property.gov.karelia.ru/
Институтом Уполномоченных по защите прав предпринимателей подготовлены памятки для субъектов предпринимательской деятельности – правообладателей объектов недвижимости о способах защиты своих прав и законных интересов на разных этапах определения и обжалования кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Как пояснила бизнес – омбудсмен Карелии Елена Гнётова, кадастровая стоимость объектов недвижимости напрямую влияет на условия ведения предпринимательской деятельности. Она является базой для расчета сумм имущественных налогов, а в отношении объектов государственного и муниципального имущества – арендных и выкупных платежей.
Уполномоченный рассказала, что она сама входит в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Елена Гнётова отметила, что путь оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости через установление его рыночной стоимости достаточно длительный и дорогостоящий, так как заявителям необходимо заказать у оценщика отчёт о рыночной оценке, оплатить эти работы. Часто правообладателям отказывают в установлении кадастровой стоимости, равной рыночной. Этому есть много причин, в том числе, ошибки при подготовке отчётов о рыночной оценке. Юридические и физические лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права или обязанности, могут предпринять меры по устранению технических ошибок при определении кадастровой стоимости:
«Предпринимателям необходимо знать, что причиной завышенной кадастровой стоимости могут быть также технические ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости. Чаще всего к завышению или занижению кадастровой стоимости приводят неверные характеристики объекта недвижимого имущества, используемые в кадастровой оценке. Предприниматели могут уточнить характеристики объектов: местоположение, вид использования, материал стен, год постройки, направив соответствующую декларацию в государственное бюджетное учреждение, проводящее государственную кадастровую оценку в субъекте Российской Федерации».
Елена Гнётова рассказала, что в информационном материале для предпринимателей также содержатся подробные памятки о порядке подачи заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, о порядке внесудебного обжалования результатов государственной кадастровой оценки. Предприниматели могут ознакомиться с пошаговой инструкцией всех указанных в памятках процедур.
Уполномоченный также информирует о существенном упрощении процедуры исправления ошибок кадастровой стоимости объектов недвижимости. Данная норма прописана в Приказе Росреестра от 06.08.2020 N П/0286 «Об утверждении формы заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, требований к заполнению заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости»:
«С 1 января 2021 года заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любое физическое или юридическое лицо в отношении любого объекта недвижимости. В одном заявлении можно будет указать сразу несколько объектов. Подать заявление можно как в бумажном варианте, подписав каждый лист, так и в электронном виде, заверив документ усиленной квалифицированной электронной подписью».