Контрольно-надзорная деятельность

Предложения бизнес-омбудсмена по снижению административной нагрузки на предпринимателей обсудили на Форуме «Сообщество»

10 октября 2022

7 октября член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Ирина Абрамова совместно с уполномоченным по защите прав предпринимателей Карелии провели круглый стол по вопросам совершенствования контрольно-надзорной деятельности.

В мероприятии приняли участие более 40 представителей органов контроля и надзора, бизнес-сообщества и общественных организаций.

Елена Гнетова рассказала о типичных проблемах в контрольно-надзорной сфере, которые фиксируются уполномоченным, а также внесла ряд предложений, сформированных по результатам анализа обращений субъектов бизнеса.

Бизнес-омбудсмен предложила предусмотреть возможность возбуждения дел об административном правонарушении только по результатам контрольных мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом, а также обязанность по внесению в Единый реестр проверок сведений о мероприятиях, проводимых без взаимодействия.

По мнению бизнес-омбудсмена, закрепленные в законе 248-ФЗ принципы должны распространяться на все виды государственного контроля и надзора, в том числе налоговый контроль.

Как отметила уполномоченный, принцип превалирования профилактики над наказанием является одним из основных, поэтому проверяющим органам необходимо перестроится на эффективную профилактику, консультирование и разъяснение обязательных норм и правил таким образом, чтобы был налажен конструктивный диалог с контролируемым лицом.

Представителями медицинской клиники города Петрозаводска было предложено пересмотреть и актуализировать критерии для получения лицензий на медицинскую деятельность:

-В настоящее время не все требования стандарта оснащенности медучреждений выполнимы, так как некоторые позиции в связи с введёнными санкциями не поставляются в Российскую Федерацию.

Представители управляющих компаний многоквартирных домов предложили рассмотреть вопрос об автоматическом продлении их лицензий в случае отсутствия у лицензиатов неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований на дату 1 января 2023 года.

Участники мероприятия выразили общее мнение, что коммуникации контрольно-надзорных органов с субъектами бизнеса должны строиться на разъяснении, как правильно выполнять обязательные требования. Нужно предупреждать нарушения, а не наказывать.

Такая мера, как профилактический визит не должен быть основанием инициирования проверки подконтрольного лица. Было предложено исключить из статьи 52 Закона о контроле и надзора такое право инспектора. Вместо этого, как предложили предприниматели, необходимо использовать механизм предостережения. 

Елена Гнетова также сообщила о поступающих в ее адрес предложениях предпринимателей о продлении моратория на проверки на 2023 год.

Все предложения будут переданы Общественной палатой РФ в уполномоченные на законодательные инициативы органы власти.

Бизнес-омбудсмен Карелии выступила на совещании по контролю и надзору в Совете Федерации РФ

10 октября 2022

4 октября Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Елена Гнетова приняла участие в совещании на тему «Реформа контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации», организованном Комитетом Совета Федерации РФ по Регламенту и организации парламентской деятельности.

В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы, региональные бизнес-омбудсмены, представители органов власти.

Участники совещания подвели итоги реформы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, отметили, что благодаря введению в действие нового закона о контроле и надзоре, моратория на проверки, переходу органов контроля и надзора на риск-ориентированный подход и принципы профилактики, значительно снизилась административная нагрузка на бизнес.

Как отметили участники совещания, показала свою эффективность и система досудебного обжалования решений контрольных органов.

Механизм обжалования постепенно становится все более востребованным, позволяет быстро и удобно получить решение по жалобе, используя Единый портал государственных услуг.

Высокую оценку также получила система цифровизации контроля. В Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (оператор - Генеральная прокуратура Российской Федерации) теперь учитывается каждое проводимое контрольное мероприятие с взаимодействием и два вида профилактических мероприятий (профилактический визит и предостережение).

В то же время, уполномоченными был отмечен рост контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами, после проведения которых нередко возбуждаются дела об административных правонарушениях.

Елена Гнетова, выступив перед участниками круглого стола, внесла ряд предложений по корректировке законодательства о контроле и надзоре, сформированные по результатам анализа обращений субъектов бизнеса.

Бизнес-омбудсмен предложила включать контрольные мероприятия без взаимодействия с подконтрольными лицами в ЕРКМ, чтобы исключить злоупотребления инспекторов.

Елена Гнётова также обратила внимание на профилактические меры.

Цель инспектора во время профилактического визита - дать рекомендации, ответить на все возникшие у контролируемых лиц вопросы о том, как правильно соблюдать обязательные требования. Инспектор не может выдавать предписания и оштрафовать бизнес.

В то же время, как указала Уполномоченный, пункт 9 статьи 52 Федерального закона N 248 предполагает обязанность инспектора инициировать контрольно-  надзорное мероприятие, если в рамках профилактического визита будет установлено, что объекты контроля несут явную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Уполномоченный Карелии предложила исключить эту норму из закона, чтобы профилактический визит не являлся поводом для организации последующих проверок бизнеса.

Уполномоченный также обратила внимание на проблему, связанную с окончанием срока действия лицензий управляющих компаний в конце 2022 –начале 2023 года.

Предприниматели – управляющие компании многоквартирными домами опасаются, что в случае непродления моратория начнутся массовые проверки их деятельности. При этом, у многих лицензиатов в управлении до 700 - 1000 многоквартирных домов.

Как предложила Елена Гнетова, продление лицензий управляющим компаниям многоквартирных домов должно быть автоматическим, в случае отсутствия у лицензиатов неисполненных предписаний на 1 января 2023 года.

Все предложения участников совещания будут рассмотрены профильным комитетом Совета Федерации.

Мораторий на проверки

12 мая 2022

ВОПРОС К БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНУ.

 

Вопрос:

-Может ли орган муниципального контроля во время моратория на проверки возбуждать дело об административном производстве в отношении субъекта предпринимательства в рамках проведения мероприятия - обследование территории. Мероприятие проводилось без взаимодействия с контролируемым лицом.

 

Ответ:

Возбуждение административного производства за нарушение требований, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, допускается ТОЛЬКО после проведение контрольного (надзорного) мероприятия со взаимодействием с контролируемым лицом и составления акта по результатам данной проверки.

Разъяснения Минэкономразвития России по мораторию на проверки

22 апреля 2022

Министерство экономического развития Российской Федерации письмом от  25.03.2022 N 10429-АХ/Д24и дало разъяснения о реализации некоторых положений Постановления Правительства РФ от 10 марта N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». 

 

В частности, в письме отмечено:

«В целях исключения обхода запрета на проведение проверок посредством привлечения к административной ответственности, пунктом 9 постановления N 336 установлен запрет на возбуждение дела об административном правонарушении если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ  КНМ с взаимодействием, ЗАПРЕЩЕНЫ проверки и составления акта по результатам их проведения»

 

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_414722/

ВОПРОС К БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНУ: Орган контроля направил организации уведомление о проведении профилактического визита. Что такое профилактический визит?

20 апреля 2022

Новый способ взаимодействия контрольных органов и субъектов предпринимательства в виде профилактического визита начал действовать после вступления в силу закона № 248-ФЗ от 31.07.2020. 

Профилактический визит - это не мероприятие проверки, а мероприятие профилактики, нацелено на информирование предпринимателей об обязательных требованиях законодательства в его сфере деятельности. 

Каждое контрольно-надзорное ведомство имеет план профилактических мероприятий, который официально публикуется на сайте органа власти. 

От профилактического визита можно отказаться, заранее проинформировав об этом контрольно-надзорный орган. 

В тоже время, если профилактический визит проводится взамен плановой проверки ( в связи с мораторием на проверочные мероприятия), профилактический визит является обязательным, организация не вправе от него отказаться.

Внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях

28 марта 2022

Владимир Путин подписал закон, которым уменьшена административная нагрузка на бизнес, в том числе: 

 

- Замена штрафа на предупреждение ( в качестве первой административной меры ответственности для субъектов МСП, если правонарушение не принесло вред здоровью людей или окружающей среде;

 

- штраф для социально-ориентированных НКО, организаций малого и среднего предпринимательства будет уменьшен до размера штрафа для ИП за аналогичные нарушения;

 

- исключается двойная ответственность в случае, если штрафы за одно и то же нарушение накладываются и на юридическое, и на должностное лицо;

 

- за одну проверку возможно накладывать только один штраф (штрафы не будут суммироваться при выявлении нескольких нарушений с одним составом в ходе одной проверки).

 

Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203260006?index=0&rangeSize=1 

Бизнес – омбудсмен пояснила, что профилактический визит не является проверкой.

23 марта 2022

Бизнес-омбудсмен Елена Гнётова проверила, как во время моратория на проверки органы контроля взаимодействуют с предпринимателями и проводят профилактическую работу, чтобы помочь бизнесу правильно организовать свою деятельность.

 

23 марта Уполномоченный по защите прав предпринимателей Е.Гнётова приняла участие в мероприятии «профилактический визит» по заявлению субъекта бизнеса и на его стороне. Ранее к Бизнес-омбудсмену обратился руководитель медицинской   организации в связи с получением уведомления о проведении обязательного профилактического визита в отношении предприятия. Директор общества попросил бизнес-омбудсмена разъяснить правомочность проведения профилактических визитов в период объявления моратория на проведение проверок.

 

Елена Гнётова разъяснила, что профилактические мероприятия не относятся к плановым и внеплановым проверкам, в отношении которых Постановлением Правительства РФ от 10 марта № 336 объявлен мораторий на проверки. Профилактические визиты допускаются, но только с соблюдением требований Федерального закона о государственном контроле и надзоре в Российской Федерации:

 


«Проведение профилактических визитов может осуществляться только в отношении предпринимателей, который начали свою деятельность в лицензируемых сферах, а также если объект контроля отнесен к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска. Проводится такой визит в форме профилактической беседы, инспектор информирует   об обязательных требованиях, предъявляемых к деятельности, осуществляет консультирование. Разъяснения носят рекомендательный характер. При проведении профилактического визита организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований». 


 

Бизнес-омбудсмен пояснила, что орган контроля и надзора обязан уведомить предприятие не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения профилактического визита, а контролируемое лицо может отказаться от его проведения.

 



В рамках проводимого профилактического визита в отношении стоматологической клиники должностные лица территориального органа Росздравнадзора по Республике Карелия очень профессионально и подробно объяснили нормы нового закона о контроле и надзоре, требования к лицензиатам, рассказали, предприятию к какой категории риска оно относится и какие существуют индикаторы риска. Были разъяснены положения отраслевых приказов и даны подробные ответы на вопросы руководителей предприятия. 

 

Предприниматели отметили, что получили максимальную профессиональную информацию о ведении своей деятельности. Профилактический визит, как новая форма взаимодействия контрольно-надзорного органа и бизнеса, отвечает новым вызовам в плане помощи бизнесу и является полезной для бизнеса. 

Допускается ли проведение профилактического визита в период моратория на проверки?

22 марта 2022

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 N 336 «О государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации» (о мораториях на проверки) указано, что отменяются плановые проверки, а внеплановые проводятся при согласовании с Прокуратурой. 

Профилактический визит не относится к плановым и внеплановым проверкам;

Постановлением Правительства РФ от 10 марта N 336 указано, что плановые проверки могут быть заменены профилактическим визитом и в этом случае контролируемое лицо не вправе от такого визита отказываться.

Если профилактический визит проводится не как замена плановой проверки, то его проведение допускается, но с соблюдением норм Федерального закона N 248-ФЗ. 

В этом случае контролируемое лицо может отказаться от проведения профилактического визита, уведомив контрольно-надзорный орган не позднее, чем за три рабочих дня до даты проведения такого профилактического визита.

Если инспектор установит, что объект контроля представляет угрозу причинения вреда, он должен информировать своего руководителя об этом для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Но, здесь включается запрет и ограничение на проведение плановых и внеплановых проверок, установленных Постановлением Правительства РФ N 336.


 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ВИЗИТ НЕ НЕСЁТ РИСКОВ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. 

Мораторий на плановые проверки бизнеса будет действовать до конца 2022 года

16 марта 2022

До конца 2022 года будет действовать мораторий на проведение плановых проверок предприятий и предпринимателей. 

 

При этом плановые проверки будут сохранены только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля, в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности.

 

Проведение внеплановых контрольных мероприятий допускается лишь в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом такие проверки должны быть обязательно согласованы с органами прокуратуры.

 

Внеплановые проверки также могут проводиться по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336

http://government.ru/news/44775/

Проверки бизнеса в 2022 году

03 февраля 2022

План проверок на 2022 год по Федеральному закону «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ размещён на сайте Генеральной Прокуратуры Российской Федерации.

 

На данном сайте размещены: «Единый реестр проверок», Сводный план проверок по федеральному закону 294-ФЗ, Федеральному закону 248-ФЗ.

 

Предприниматели могут уточнить сведения о наличии планируемых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении своего бизнеса, введя ИНН своей организации в поисковое поле реестра.

 

Также субъекты бизнеса могу ознакомиться с нормативными актами, регулирующими сферу контрольной и надзорной деятельности.

 

«Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий»

ФГИС «Единый реестр проверок»: http://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/consolidated-audit-plan

ПАМЯТКА: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 31.07.2020 №248-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) И МУНИЦИПАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ»

15 октября 2021

 

СМОТРЕТЬ  ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 31.07.2020 №248-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) И МУНИЦИПАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ»

Бизнес-омбудсмен Карелии приняла участие в обсуждении регуляторной политики

01 октября 2021

30 сентября Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнетова приняла участие в работе третьего экспертного онлайн-семинара, посвященного актуальным вопросам российской регуляторной политики.

 

В мероприятии приняли участие представители экспертного, делового и научного сообщества, а также органов власти всех уровней.

 

О реализации закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 ноября 2020 года, рассказал директор Департамента регуляторной политики и ОРВ Минэкономразвития России Александр Литвак.

 

А. Литвак отметил, что с 1 марта 2021 года запущен Реестр обязательных требований, в котором участвуют пять пилотных органов контроля и надзора – МЧС, Минстрой, Роструд, Роспотребнадзор и Росаккредитация. Реестр содержит сведения об обязательных требованиях и категориях лиц, обязанных соблюдать эти требования, реквизиты нормативных правовых актов, формы оценки и ответственность за несоблюдение обязательных требований.

 

Также были озвучены результаты проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в России: за 8 месяцев 2021 года было сделано 788 заключений, из них 277 отрицательных.

 

О направлениях реформы контрольно-надзорной деятельности в связи с вступлением в силу Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» с докладом выступил руководитель Проектного офиса по реализации реформы КНД Аналитического Центра при Правительстве РФ Михаил Прядильников.

 

Для реализации механизма «Регуляторной гильотины» - анализа, пересмотра и отмены действующих нормативно-правовых актов, содержащих избыточные или устаревшие обязательные требования к субъектам бизнеса при Аналитическом центре Правительства РФ были созданы рабочие группы.

 

Как сообщила Елена Гнетова, Уполномоченный Карелии была также включена в рабочие группы в сфере лесного хозяйства и в сфере саморегулируемых организаций сельскохозяйственных кооперативов

 

По результатам работы рабочих групп по всем сферам в 2020 году отменено 3003 нормативных-правовых актов, количество обязательных требований сокращено на 33 %.

 

В рамках семинара также обсудили обязательный досудебный порядок обжалования решений контрольно-надзорных органов, создание цифровой платформы для решения спорных ситуаций при взаимодействии граждан и бизнеса с контрольными (надзорными) органами на Едином портале государственных услуг. С 1 июля по 29 сентября 2021 года на решения контрольно-надзорных органов поступило 223 жалобы.

НОВЫЕ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ

28 июля 2021

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия предлагает ознакомиться с пособиями по применению новых санитарных правил и норм, установленных в Российской Федерации для отдельных сфер деятельности. Пособия предназначены для руководителей и сотрудников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, общественным питанием, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения и другими сферами деятельности:

В пособиях по санитарной безопасности в простой и доступной форме освещены наиболее важные санитарные контрольные точки для различных сфер деятельности и видов работ:

1. Пособие по пищевой безопасности в общественном питании (разработано на основе СанПиН 2.3/2.4.3590–20);

2. Пособие по санитарной безопасности для организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (разработано на основе СП 2.4.3648–20, СанПиН 2.3/2.4.3590–20, СанПиН 1.2.3685–21);

3. Пособие по санитарной безопасности к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию (разработано на основе СП 2.3.6.3668–20);

4. Пособие по санитарной безопасности при оказании коммунально-бытовых и спортивных услуг населению (разработано на основе СП 2.1.3678–20);

5. Пособие по санитарной безопасности для медицинских и аптечных организаций при эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также требования к условиям их деятельности (разработано на основе СП 2.1.3678–20).

С пособиями можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в разделе «Обновленные санитарные правила и нормативы», вкладка «Презентации» или по ссылке - http://www.rospotrebnadzor.ru/sanitary_rules/prezentatsii.php.

Какие мероприятия будут проводить проверяющие по новому закону о проверках

08 июля 2021

Федеральный  закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» изменил  перечень надзорных мероприятий:




Какое мероприятие проведут

Что будет во время мероприятия

Какие действия не вправе производить инспектор

Могут ли провести дистанционно

Сколько времени займет



Контрольная закупка

Инспектор купит товар, закажет работу, услугу и оценит, соблюдает ли компания правила продажи

Проводить досмотр; опрос; отбор проб; инструментальное обследование; экспертизу. Получать письменные объяснения. Истребовать документы

 

Если плановая: столько, сколько нужно для сделки. Если внеплановая: 1 рабочий день



Мониторинговая закупка

Инспектор купит товар, закажет работу, услугу. Результат работ, услуг или товар направит на экспертизу, чтобы оценить качество

Проводить досмотр; отбор проб. Получать письменные объяснения

 

Если плановая: столько, сколько нужно для сделки и экспертизы. Если внеплановая: 1 рабочий день



Выборочный контроль

Инспектор возьмет пробы в месте хранения или продажи товаров, чтобы проверить их качество

Проводить досмотр, опрос, эксперимент

 


Если плановая: столько, сколько нужно для отбора проб и экспертизы. Если внеплановая: 1 рабочий день

 




Инспекционный визит

Инспектор приедет и оценит, соблюдает ли компания обязательные требования

Проводить досмотр, отбор проб, испытание, экспертизу, эксперимент

 

1 рабочий день



Рейдовый осмотр

Инспектор приедет и оценит, соблюдает ли компания обязательные правила во время эксплуатации объекта, которым владеет не только она

Перечень надзорных действий не ограничен, но может отличаться в зависимости от вида проверки

 

1 рабочий день



Документарная проверка


Инспектор запросит документы и сведения



Проводить осмотр, досмотр, опрос, отбор проб, инструментальное обследование, испытание, эксперимент


 

10 рабочих дней после того, как получат документы



Выездная проверка

Инспектор приедет, чтобы проверить, соответствует ли информация из документов действительности

Перечень надзорных действий не ограничен, но может отличаться в зависимости от вида проверки

 

МСП — 50 часов; микропредприятия — 15 часов; остальные — 10 рабочих дней



Наблюдение за соблюдением обязательных требований

Инспектор проанализирует данные, которые получил от других госорганов, компании и из информационных систем

Все виды действий

 

Срок не установлен



Выездное обследование

Инспектор приедет на общедоступный объект, чтобы визуально оценить, соблюдает ли компания обязательные требования

 

 

 

Елена Гнётова: эффективность контролёров будут учитывать не по количеству и суммам штрафов.

06 июля 2021

Бизнес-омбудсмен Карелии приняла участие в обсуждении федерального законодательства в сфере контроля и надзора.

 

5 июля Елена Гнетова приняла участие в оперативном совещании с представителями Минэкономразвития России и МЧС РФ по вопросу реализации подразделениями МЧС положений вступающего в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации».

 

Как пояснила Елена Гнётова, закон начал работать с июля текущего года, в нем введены основные положения по новым принципам проверок бизнеса:

 


«Федеральный закон N 248-ФЗ – это закон конструктор, который позволяет каждому надзорному органу разработать и принять свой инструментарий в сфере контроля и надзора. Однако, на оценку эффективности контрольного органа не влияет количество проведённых проверок и начисленных штрафов. Критерий эффективности работы контролирующих ведомств – уменьшение негативных происшествий, аварий, несчастных случаев на производстве, причинения вреда и ущерба окружающей среде, здоровью и жизни граждан».


 

Директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Министерства экономического развития Российской Федерации Александр Вдовин отметил, что в основе нового закона – профилактические мероприятия, программа которых будет размещаться в едином реестре проверок.

 

Любые незаконные решения и действия контрольно-надзорных органов можно будет обжаловать в он-лайн формате. Как пояснил Александр Вдовин, субъект бизнеса может направить жалобу на действия инспектора в вышестоящий орган через личный кабинет юрлица на портале Госуслуги, указав номер проверочного мероприятия из Единого реестра проверок. Жалоба будет рассмотрена в течение 20 дней.

 

Начальник отдела Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Денис Зобков проинформировал, что контрольно - надзорная деятельность ведомства основывается на принципах категорирования рисков и целесообразности вмешательства в деятельность бизнеса.

 

Как сообщил Д. Зобков, на сайте МЧС РФ размещён калькулятор – помощник, который позволяет определить категорию риска объекта надзора: любой предприниматель с помощью этой программы может проверить к какой категории риска отнесён его объект

 

Если объективные показатели объекта изменились и категория риска может быть изменена в сторону уменьшения, предприниматель может направить заявление о понижении категории риска данного объекта.

 

Елена Гнётова рассказала, что на рабочей встрече было уделено внимание особенностям новых мер контроля и надзора без взаимодействия с контролируемыми лицами.

 

Одно из таких мероприятий - профилактические визиты. Представитель МЧС Росси отметил, что профилактические визиты разделены на обязательные и необязательные. Критериями для проведения инспекторами МЧС обязательного профилактического визита являются повышенный риск объекта и вновь образованные объекты высокого уровня защиты.

Бизнес-омбудсмен: Единый реестр контроля и надзора заработает с июля

07 апреля 2021

Уполномоченный Карелии рассказала о цифровизации контрольно - надзорной деятельности, старт которой будет дан с 1 июля:


«С 1 июля в России будет действовать Единый реестр видов контроля и надзора, что даст начало цифровизации и систематизации контрольно-надзорной сферы».


Как пояснила Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнётова, Единый реестр создаётся на основании норм нового закона о контроле и надзоре, который начнёт своё действие также с 1 июля этого года.

В Едином реестре будут включены все виды и описание контроля: федерального, регионального, муниципального, указаны органы, осуществляющие конкретный вид контроля (надзора):


«Реестр будет доступен в интернете. Предприниматели смогут из единого источника получить информацию и о проверочных мероприятиях относительно своего бизнеса, и об обязательных требованиях, которые необходимо соблюдать.

Предприниматели смогут познакомиться с подробным описанием каждого вида контроля, его периодичностью, нормативными актами и положениями».


Впоследствии в России будет создана единая система, которая объединит в себе всю информацию о контроле и надзоре, включая реестр проверок, информационную систему досудебного обжалования, реестр заключений о соответствииобязательных требований, ведомственные информационные системы контрольных (надзорных) органов. В результате вся совокупность данных о контроле в стране станет единообразной.

Бизнес-омбудсмен приняла участие в обсуждении результатов правоприменительной практики Россельхознадзора

19 марта 2021

11 марта Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу провело публичное обсуждение результатов правоприменительной практики за 2020 год в формате видеоконференцсвязи.

Представители Россельхознадзора рассказали о результатах работы ведомства за 2020 год, об изменениях обязательных требованиях для бизнеса в сферах, поднадзорных Управлению, о нововведениях законодательства.

Как сообщила Елена Гнётова, должностные лица Россельхознадзора  отметили, что в 2020 году значительно уменьшилось количество плановых проверок в связи с антикризисной мерой поддержки бизнеса по  продлению моратория на проверочные мероприятия. В то же время ведомство осуществляет внеплановые контрольно-надзорные мероприятия, а также контроль лицензионных требований. 

Участники мероприятия были подробно проинформированы о выявленных нарушениях по результатам контрольно - надзорных мероприятий в отношении правообладателей сельскохозяйственных земельных участков. Особое внимание было уделено обязанности владельцев сельхозземель проводить мероприятия по воспроизводству плодородия почв. В случае невнесения удобрений в земли сельхозназначения, предприниматели рискуют получить предупреждения и штрафы по результатам проведения проверочных мероприятий.

Наибольшее количество выявленных нарушений ветеринарного законодательства связаны с нарушением требований технических регламентов (Статья 14.43. КоАП РФ), правил карантина животных (Статья 10.6. КоАП РФ), правил перевозки, перегона или убоя животных,  правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (Статье 10.8. КоАП РФ). 

Были приведены примеры типовых и массовых нарушений при розничной торговле: хранение продукции без ветеринарно-сопроводительных документов, нарушение температурного режима, ненадлежащее ветеринарное состояние и отсутствие маркировки.

В полномочия Управления Россельхознадзора также входит выдача лицензий на реализацию оборота лекарственных средств для ветеринарного применения. К наиболее часто допускаемым нарушениям обязательных требований в сфере фармаконадзора относятся нарушения лицензионных требований (ч.2, ч.3, ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ) и требований по хранению лекарственных препаратов для ветеринарного применения (ч.1 ст.10.6 КоАП РФ). 

Также были выявлены нарушения законодательства об обязательной маркировке: у хозяйствующих субъектов выявлялись факты наличия ветеринарных препаратов без маркировки, что является основанием предполагать, что данные препараты являются контрафактными. 

В рамках государственного карантинного фитосанитарного надзора, проводимого в пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также в местах хранения подкарантинной продукции, в 2020 году ведомством было проведено 24 внеплановые проверки, по результатам которых выявлено 86 нарушений, наложено штрафов на сумму 48,7 тыс. руб., выдано 113 предостережений.

Также была доведена информация о том, что с 11 сентября 2020 года вступило в силу Положение о государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре), которым установлен риск-ориентированный подход при проведении проверочных мероприятий: субъекты, отнесенные к низкому и среднему риску, проверяются не чаще одного раза в 4 года.

 

Бизнес-омбудсмен рассказала о сотрудничестве с Роспотребнадзором

19 марта 2021

12 марта на расширенном заседании коллегии Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия обсудили итоги работы ведомства за 2020 год.

Врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Людмила Котович рассказала об изменениях санитарно-эпидемиологических требований в связи с отменой 111 санитарных правил и норм и 129 устаревших нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности управления и утверждением 9 новых СанПиНов в целях реализации федерального закона об обязательных требованиях в Российской Федерации, которыми регулируется деятельность в том числе организаций общественного питания, торговых объектов и рынков.

Бизнес-омбудсмен Карелии поблагодарила Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия за налаженную совместную активную работу по консультированию и разъяснению субъектам предпринимательства республики санитарных правил и обязательных требований, в том числе в период действия режима ограничений в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Елена Гнётова также сообщила, что совместно с экспертами и заинтересованными предпринимателями проанализировала нормы новых Санитарно-эпидемиологических требований и направила предложения по их корректировке.

Участники мероприятия были проинформированы об основных положениях нового федерального закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, вступающего в силу 1 июля 2021 года. Было отмечено, что часть положений закона, например, обязанность по досудебным мероприятиям обжалования, отложена до 1 января 2023 года.

В 2020 году постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №438 были существенно ограничены основания проведения контрольно-надзорных мероприятий. Управлением Роспотребнадзора по Карелии всего проведено 452 проверки, что в 2,8 раз меньше, чем в 2019 году.