Контрольно-надзорная деятельность

БИЗНЕС-ОМБУДСМЕН ПРЕДЛОЖИЛА ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В СанПиН

04 марта 2021

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия совместно с экспертами и заинтересованными предпринимателями проанализировала нормы нового СанПиН 2.1.3684-21, который вступил в действие с 1 марта 2021 года.

Как сообщила Елена Гнётова, бизнес считает положительным то, что в единый документ объединен ряд разрозненных ранее гигиенических нормативов, санитарных правил и норм: требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым и производственным помещениям. Это, по мнению бизнес-омбудсмена, значительно упрощает работу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по поиску санитарных требований, пониманию их сущности, порядку выполнения.

В то же время, часть санитарных правил и нормативов трудноисполнима для малых предпринимателей. Например, требования к контролю качества воды возлагают на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанность проводить контроль за показателями качества воды с определённой периодичностью: 100 проб в год, 1 раз в 10 дней, 1 раз в месяц. Это значительные затраты для бизнеса:


«В целом ряде удаленных населенных пунктов и районных центров Республики Карелия (Лоухи, Пяозерский, Чупа, калевала, Кемь, Беломорск, Муезерский, Пудож, Повенец, Пиндуши, Медвежьегорск, Суоярви) нет специальных лабораторий по контролю за показателями качества воды. Предпринимателям потребуются значительные дополнительные затраты на транспортировку, в ряде случаев до 150-250 км, консервацию и исследование проб, что ставит субъектов предпринимательской деятельности республики Карелия заведомо в неравные условия. Приложение № 7 СанПиНа не учитывает региональную специфику состава подземных вод. Например, в Республике Карелия ряд химических элементов в подземных водах часто не содержится, например, литий, стронций и другие. Требования по контролю семнадцати показателей качества воды избыточно и нецелесообразно».


Елена Гнётова предложила сократить минимальное количество исследуемых проб воды для поверхностных источников водоснабжения до 4 раз в год, а также внесла ряд предложений по изменению ряда формулировок СанПиН.

Новый Закон о госконтроле повлечет колоссальные изменения в организации надзора и контроля

11 декабря 2020

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» вступит в силу с 1 июля 2021 года и существенно изменит организацию контроля и надзора, формат, частоту, сроки проверочных мероприятий.

Бизнес-омбудсмен предлагает ознакомиться с нововведениями:

Сравнительный обзор действующего и нового закона.

http://ivo.garant.ru/#%2Fdocument%2F77399310%2Fparagraph%2F307%3A0

Бизнес-омбудсмен отметила значительное снижение числа проверок в лицензионном контроле, строительном, жилищном и дорожном надзоре

10 декабря 2020

Уполномоченный по защите прав предпринимателей приняла участие в работе коллегии Госкомитета Карелии по строительному, жилищному и дорожному надзору.

9 декабря Елена Гнётова приняла участие в работе заседании коллегии Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, где обсуждались итоги работы ведомства за 11 месяцев 2020 года.

Елена Гнётова отметила, что согласно статистической информации, представленной членам коллегии Председателем Госкомитета Александром Эдуардовичем Темнышевым, административная нагрузка на малый и средний бизнес в части лицензионного контроля, строительного, жилищного и дорожного надзора в 2020 году значительно снизилась:


Количество плановых проверок лицензионного контроля уменьшилось в 3,7 раза: с 2356 в 2019 году до 622 проверок за аналогичный период текущего года.


В рамках жилищного надзора этот показатель снизился более чем в 6 раз – с 485 до 73 проверок.

Александр Темнышев привёл цифры существенного снижения также и внеплановых проверок соблюдения лицензионных требований и жилищного законодательства. Он отметил, что в 2019 году таких проверок было 2841, а в 2020 их число составило 695.

При этом, в текущем году в ходе внеплановых проверок выявлено 987 нарушений и рассмотрено 294 административных дела.

Особенностью 2020 года, по мнению Руководителя Госкомитета, стало проведение административных расследований в отношении управляющих компаний многоквартирных домов в связи с невыполнением правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.

По 20.6.1 статье КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ, за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Республики Карелия при существующей угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, за действия (бездействия), повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, Госкомитетом было выдано 18 предупреждений и наложен 1 административный штраф.

Как сообщил А. Темнышев, в рамках строительного надзора были проведены 292 проверки в отношении 242 строящихся объектов, выдано 102 предписания об устранении нарушений.

В заключении Председатель Госкомитета пояснил, что основной задачей ведомства на 2021 год будет внедрение нового подхода в контрольно-надзорной деятельности, в связи с вступлением в силу федерального закона от 31.07.2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Деятельность сотрудников Госкомитета будет направлена на профилактику и стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований, которые являются предметом проверки при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

Уже сейчас ведомством определяется ряд профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба): информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, консультирование, издание руководств по соблюдению обязательных требований, профилактические визиты.


 

Елена Гнётова призвала органы власти внимательно подходить к каждому случаю выявленного административного правонарушения

02 декабря 2020

27 ноября Уполномоченный по защите прав предпринимателей Карелии приняла участие в обсуждении вопросов регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В мероприятии, организованном Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия, также приняли участие представители Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, региональные организации – лицензиаты, представители бизнес сообществ.

Заместитель Министра экономического развития Карелии Елена Игнатенкова рассказала о результатах контроля по Карелии в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. За 2020 год Министерством проведено 268 проверок в отношении 197 хозяйствующих субъектов, что в три раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Как отметила заместитель Министра экономического развития, за десять месяцев 2020 года возбуждено 130 дел об административных правонарушениях, за десять месяцев 2019 года было возбуждено 216 административных дел. Среди причин нарушений предпринимателей: несоблюдение сроков декларирования (ст. 15.13 КоАП РФ), занижение регулируемых государством цен на продукцию (ч.2 ст.14.6 КоАП РФ), нарушение установленного времени продажи алкогольной продукции (ч.3 ст.14.16 КоАП РФ), нарушение учета в области оборота алкогольной продукции (ст.14.19 КоАП РФ), нарушение лицензионных требований (ч.1 ст.14.17 КоАП РФ). Общая сумма штрафов составила 2 105 000 рублей, что на 500 тысяч рублей меньше аналогичного периода прошлого года.

В то же время, как пояснила Е. Игнатенкова, 291 лицензия продлена автоматически ещё на 12 месяцев в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году».

Бизнес-омбудсмен Республики Карелия, отметив снижение количества предпринимателей, привлекаемых к административной ответственности, значительное уменьшение количества штрафов, в то же время обратила внимание на необходимость внимательного рассмотрения каждого административного правонарушения, замены штрафов на предупреждение:


«К Уполномоченному поступают жалобы предприятий общепита, в отношении которых возбуждено административное производство за нарушение срока сдачи декларации в ЕГАИС в период, когда деятельность организаций была приостановлена по указу Президента РФ и распоряжению Главы Карелии. Несвоевременное занесение сведений в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) могло возникнуть из-за форс-мажорных обстоятельств. Предприниматели указывают, что их деятельность по услугам общепита входит в перечень пострадавших отраслей, предприятие было закрыто, реализация алкогольной продукции не осуществлялась, сотрудники не работали, соответственно декларация учёта алкогольной продукции не предоставлялась».


Заместитель министра Елена Игнатенкова пообещала внимательно и обстоятельно разобраться с каждым таким случаем.

Елена Гнетова также задала вопрос о предстоящей маркировке пива и пивных напитков. Представители Росалкогольрегулирования ответили, что в настоящее время маркировка пива и пивных напитков в России проводится в качестве эксперимента, который будет осуществляться в три этапа по февраль 2022 года. По результатам эксперимента Правительством Российской Федерации будет принято соответствующее решение о целесообразности и сроках маркировки.

Информация Министерства экономического развития Республики Карелия о результатах осуществления регионального государственного контроля в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции представлена в презентации:

МАЛЫЙ БИЗНЕС НЕ БУДУТ ПРОВЕРЯТЬ В ПЛАНОВОМ ПОРЯДКЕ ВЕСЬ СЛЕДУЮЩИЙ ГОД

02 декабря 2020

Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2020 года №1969 продлён мораторий на плановые проверки

Правительство запретило включать субъекты малого предпринимательства в ежегодные планы проверок на 2021 год.

Уже утвержденные планы должны быть скорректированы не позднее 15 декабря.

ИСКЛЮЧЕНИЯ

Предусмотрен ряд исключений.

От проверок не освобождается малый бизнес, который отвечает двум условиям:


организация или ИП были привлечены к административной ответственности в виде приостановления деятельности;

с момента окончания проверки, по итогам которой было применено наказание, прошло менее 3 лет.


К исключениям относятся:

плановые проверки, проводимые при осуществлении лицензионного контроля;

плановые проверки лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности опасных производственных объектов, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

Полный перечень исключений содержится в п. 8 правительственного постановления.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРОК

Установлены особенности проверок, запланированных на вторую половину 2021 года, в связи с грядущей реформой контроля и надзора.

Срок проверки не должен превышать 10 рабочих дней.

Вместо выездной проверки может быть проведен инспекционный визит.
Закрепляется возможность вести надзор в дистанционном формате – с помощью аудио- и видеосвязи.

С постановлением правительства РФ можно ознакомиться по ссылке:

http://static.government.ru/media/files/HrJ4VZKAF64Q2K2v0JzUOIO2owoaq91Y.pdf

МЧС России: отменены 53 постановления Правительства РФ и 128 ведомственных акта, устанавливающих обязательные требования к бизнесу

09 ноября 2020

Бизнес-омбудсмен Карелии приняла участие в работе II Международного пожарно-спасательного Конгресса МЧС России (5 ноября 2020 года), где обсуждались вопросы контрольно-надзорной деятельности и трансформации пожарного надзора.

Елена Гнётова рассказала, что в рамках панельной дискуссии обсуждались вопросы по исключению избыточных, устаревших и дублирующих требований в области пожарной безопасности.

В обсуждении приняли участие представители МЧС России, Министерства экономического развития РФ, Генпрокуратуры, Минюста РФ, аналитического центра при Российском Правительстве, Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, региональные бизнес-омбудсмены.

Как сообщила Марина Блудян, общественный омбудсмен Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова по вопросам контрольно - надзорной деятельности, в настоящее время рабочей группой по реализации механизмов регуляторной гильотины в сфере пожарной безопасности, в состав которой входят 47 экспертов, требования к бизнесу значительно сокращены. При этом меняется сама модель контроля и надзора. 

Заместитель Министра МЧС России-главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору Анатолий Супруновский отметил, что в рамках «регуляторной гильотины» по предложению МЧС России отменено 53 постановления Правительства и 128 ведомственных актов, устанавливающих обязательные требования. Также А.Супруновский рассказал о надзоре МЧС России в современных условиях, формировании единой цифровой модели по КНД, о проведении эксперимента по механизму досудебного обжалования, когда жалоба поступает в онлайн-режиме в единую государственную систему, а ответ с решением по существу жалобы субъект предпринимательства получает в максимально короткие сроки.

Как сообщила Елена Гнетова, было предложено в обязательном порядке привлекать Уполномоченных по защите прав предпринимателей для открытого досудебного рассмотрения жалоб субъектов бизнеса.

Участники мероприятия обсудили изменения в сфере лицензионного контроля: внедрение реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию, сокращение срока лицензирования и изменение порядка приостановления лицензий.

Елена Гнётова отметила важность вопросов, которые были подняты для обсуждения и уточнения правоприменения:

«С учетом того, что с января следующего года будет внедрена новая система контрольно-надзорного законодательства в связи с проведением реформы контрольно-надзорной деятельности, считаю очень важным обсудить вопросы правоприменения.

Избыточная административная нагрузка на бизнес  уменьшается, но в то же время, значительно изменяются механизмы надзора за соблюдением безопасности и охраны жизни и здоровья граждан.
В надзорных мероприятиях будут широко применяться цифровые  технологии.
С 2021 года категория риска будет присваиваться не группе объектов, а каждому объекту индивидуально. Это изменит  периодичность проверок и даст возможность понижать  категорию риска в случае добросовестного исполнения предпринимателем рекомендаций МЧС, при страховании ответственности перед третьими лицами.
Профилактика и предупреждение  нарушений пожарной безопасности будет являться основополагающим в новом подходе к контролю и надзору».

Обязательные требования к бизнесу должны быть законными, обоснованными и исполнимыми

05 ноября 2020

Бизнес-омбудсмен Карелии прокомментировала новый федеральный закон об обязательных требованиях к предпринимательской и иной экономической деятельности.

1 ноября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Уполномоченный Карелии Елена Гнётова считает, что требования нового закона позитивно отразятся на деятельности бизнеса:

- Федеральные, региональные, муниципальные органы власти теперь при разработке обязательных требований к бизнесу должны, в том числе, руководствоваться правилами и принципами, установленными законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

В чем особенность данного закона?

- Во-первых, закон определяет, что понимается под обязательными требованиями к предпринимательской и иной экономической деятельности, кто и на каких принципах может устанавливать требования к субъектам бизнеса. Во-вторых, закон устанавливает порядок разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования.

Какими принципами должны руководствоваться законодатели при установлении обязательных требований к бизнесу:

- Обязательные требования к предпринимателям  устанавливаются на основе следующих принципов: законность и обоснованность, правовая определенность и системность, открытость и предсказуемость.

Содержание обязательных требований должно быть ясным, логичным, понятным как самому правоприменителю, так и иным лицам. Не должно возникать противоречий при применении обязательных требований. Одно из главных требований законодателя к разработчикам обязательных требований - их исполнимость. При установлении обязательных требований также оцениваются затраты субъектов предпринимательской деятельности на исполнение требований.

Как поступать в случае коллизии требований в различных нормативных правовых актах?

-Новый закон прямо устанавливает: Если требования разных нормативных актов противоречат друг другу, применяется юридически более значимый документ.

В случае равнозначности НПА применяются требования одного из них на усмотрение лица, которое обязано их исполнять. При этом проверяющий орган не сможет привлечь предпринимателя к ответственности за неисполнение второго НПА.

Существуют ли особые требования к принятию нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования?

-Процедуре принятия нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к бизнесу, посвящено несколько статей закона.

Принцип открытости обязательных требований предполагает широкое обсуждение проектов НПА. Чтобы акт был легитимным, необходимо пройти несколько процедур: оценку регулирующего воздействия, оценку фактического воздействия. Таким образом, будут оцениваться как риски, так и затраты бизнеса на исполнение требований.

Публичное обсуждение проектов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, станет обязательным. При этом никаких исключений для проведения публичного обсуждения НПА не предусматривается.

Федеральным законом № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» устанавливаются сроки вступления и сроки действия нормативных актов:

-Считаю эту норму революционной: нормативный акт с обязательными требованиями может вступать в силу только два раза в год: с 1 марта или 1 сентября.

Действовать нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования к предпринимателям, могут не более 6 лет, после истечения этого срока осуществляется их переоценка.

Бизнес-омбудсмен отметила, что вводится новая коммуникационная модель по разъяснению обязательных требований:

-Для того, чтобы предприниматели могли ознакомиться с требованиями и получить разъяснения, как их выполнять, вводится реестр обязательных требований, руководства по соблюдению обязательных требований, официальные разъяснения.

Теперь должностные лица органов контроля не смогут на просьбу пояснить исполнение требований, отправить предпринимателя читать закон. «Официальное разъяснение» даёт предпринимателям своеобразный иммунитет:

если субъект бизнеса действовал на основании официальных разъяснений, он не может быть привлечен к административной ответственности.

Как будет осуществляться контроль и надзор обязательных требований?

Законом указывается, что при проверке не допускается предъявление требований по нормативным правовым актам, вступившим в силу до 1 января 2020 года.

Ознакомиться с полным текстом закона можно по ссылке:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310002

Бизнес-омбудсмен Карелии предлагает сообщать о проведении проверок предпринимателей в период моратория

02 ноября 2020

Бизнес-омбудсмен Карелии напоминает, что до конца 2020 года в России введён мораторий на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Цель моратория- снижение административного давления на бизнес в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

 

Мораторий не распространяется на внеплановые проверки, основанием проведения которых является причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Елена Гнётова сообщила о механизме оперативного направления жалоб организаций и индивидуальных предпринимателей на незаконные проверки:


«Если субъекты бизнеса полагают, что в период моратория в отношении их деятельности проведены незаконные проверочные мероприятия, субъекты предпринимательства могут направить обращение через портал бизнес-навигатора МСП Корпорации МСП: http://smbn.ru/moratorium.htm».


 

Елена Гнётова отметила, что направленные через портал Корпорации МСП сообщения от предпринимателей о нарушении территориальными органами моратория на проведение проверок оперативно обрабатываются центральными аппаратами контрольных (надзорных) органов, информация незамедлительно проверяется, а в случае подтверждения нарушений принимаются соответствующие меры.

 

На сегодняшний день имеются положительные примеры по результатам рассмотрения обращений предпринимателей: более 10 проверок приостановлены, отменены, прекращены или результаты проверки признаны недействительными; по 2 обращениям отменены решения о приостановке операций (блокировки) по расчетным счетам; по 1 обращению проверка была исключена из Ежегодного плана проведения проверок на 2020 год.

 

Обращения организаций и индивидуальных предпринимателей о проведении проверок после введения моратория на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства принимаются на портале: http://smbn.ru/moratorium.htm

Бизнес-омбудсмен организовал рабочую встречу в Управлении МЧС Карелии по обращению предпринимателя

23 октября 2020

К Бизнес-омбудсмену обратился директор предприятия, владеющий торговым центром в городе Петрозаводске по вопросу проведения плановой выездной проверки управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия, в ходе которой было установлено, что собственником не выполнен ряд технических решений, предусмотренных специальными техническими условиями (СТУ) в области противопожарной защиты объекта, которые были согласованы на стадии проектирования торгового центра.

Предприниматель интересовался возможностью корректировки СТУ в связи с изменением планировочных решений и функционального назначения отдельных помещений торгового центра.

Уполномоченным была организована рабочая встреча с участием заявителя, Заместителя начальника Главного управления МЧС России по Республике Карелия Овчинникова Александра Владимировича, представителей отдела нормативно-технического управления надзорной деятельности и профилактической работы.

В ходе рабочей встречи заявителю были даны разъяснения по корректировке СТУ при изменении технических решений с учетом проработки вопросов эффективности и достаточности комплекса инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Как сообщила Елена Гнетова, согласование изменений в ранее согласованные СТУ осуществляется в порядке, установленном Административным регламентом предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий, утвержденным приказом МЧС России от 28 ноября 2011 года № 710. Рассмотрение СТУ, содержащих технические решения, ранее не согласованные главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей, осуществляется нормативно-техническим советом Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России.

Бизнес-омбудсмен доказал в суде невиновность предприятия в административном правонарушении

09 октября 2020

К Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Карелия обратился директор Общества с ограниченной ответственностью с жалобой на действия должностных лиц УМВД РФ по городу Петрозаводску в связи с привлечением общества к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ за установку и эксплуатацию рекламных конструкций без предусмотренного законодательством разрешения.

Изучив обстоятельства дела, Бизнес-омбудсмен Елена Гнётова пришла к выводу об отсутствии оснований для привлечения Заявителя к административной ответственности.

Уполномоченный представил в суде свою позицию, вступив в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Елена Гнетова в своем выступлении в суде отметила, что в материалах дела отсутствуют доказательства виновности ответчика, не представлены данные, свидетельствующие о том, что именно Заявитель является собственником или распространителем наружной рекламы.

Елена Гнетова усмотрела превышение полномочий административного органа в части осуществления контроля (надзора) за исполнением Закона о рекламе, указав, что органы полиции не наделены полномочиями по контролю в сфере размещения наружной рекламы.

Бизнес-омбудсмен отметила о выявленных существенных нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении: не указан факт разъяснения законному представителю общества его прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Кодексом об административном правонарушении.

Суд учел мнение Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Суд отметил, что в материалах дела отсутствуют доказательства о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КОАП РФ, в том числе: не доказан факт совершения ответчиком правонарушения.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 01.10.2020 г. Управлению МВД РФ по г. Петрозаводску в удовлетворении заявления о привлечении Общества к административной ответственности по ст.14.37 КоАП РФ отказано.

Дело №А 26-6441/2020

Бизнес-омбудсмен сообщает о возможности обжаловать решения контролёров через сайт госуслуг

11 августа 2020

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Карелии информирует о возможности досудебного обжалования решений контрольных и надзорных органов в дистанционном формате – через портал госуслуг.

Елена Гнётова сообщила, что Правительством Российской Федерации утверждено Положение о проведении эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий и бездействий его должностных лиц. В эксперименте пока участвуют службы МЧС, Росздравнадзора и Ростехнадзора:


«Субъект предпринимательства может оспорить назначение плановой или внеплановой проверки, решения или предписания органов, которые осуществляют контроль и надзор в области пожарной и промышленной безопасности, в сфере качества и безопасности медицинской деятельности, государственный контроль за обращением медицинских изделий; федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности; энергетический надзор и надзор в области безопасности гидротехнических сооружений. Для этого необходимо направить обращение через личный кабинет сайта госуслуг. Это позволит сократить время предпринимателей на пересылку писем и получения ответа, ведь на принятие решения по обращению поднадзорного лица отводится два рабочих дня. В ответ на обращение заявитель получит ответ о приостановлении исполнения обжалуемых действий, или мотивированный отказ, который далее также может быть обжалован в суде».


Обращение индивидуального предпринимателя подписывается простой либо усиленной электронной подписью, юридических лиц - усиленной квалифицированной электронной подпись, при этом государственная пошлина за подачу заявления не взимается.

Нормативный правовой акт:

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2020 г. N 1108

«О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц».

http://static.government.ru/media/files/egm3AAcQBteV9OmXBllBNdUwGUJGLOGJ.pdf
 

Бизнес-Омбудсмен разъясняет порядок проведения проверок

16 апреля 2020

С 14 апреля вступили в силу специальные правила проведения в 2020 году проверок юрлиц и ИП.

Елена Гнётова сообщила, что Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ установлен запрет на проведение в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года проверок в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, за исключением проверок в связи с причинением или угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновением ЧС природного и техногенного характера.

Соответствующее положение включено в ст. 26.2 Закона N 294-ФЗ о защите прав организаций и предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

Одновременно Правительству РФ было предоставлено право установить особенности осуществления в 2020 году видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Закона N 294-ФЗ.

Такие особенности были утверждены Кабмином уже 03.04.2020 (далее также Постановление N 438). Документ вступил в силу 14 апреля 2020 года.

Внеплановые проверки в отношении субъектов предпринимательства в 2020 году могут проводиться только по указанным в п. 1 Постановления N 438 основаниям.

Плановые проверки будут проводиться только в отношении юридических лиц и ИП, не являющихся субъектами МСП в случаях:


деятельность и (или) объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, к 1 классу (категории) опасности;

установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).


Перечисленные выше особенности, установленные Постановлением N 438, распространяются на виды государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Закона N 294-ФЗ, включая виды государственного и муниципального контроля, указанные в частях 3.1 и 4 статьи 1 Закона N 294 ФЗ, за исключением налогового и валютного контроля.

Проверки будут проводиться только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

Выезд проверяющих допускается лишь в двух случаях:

1) выезд согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения внеплановых проверок:


основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение ЧС природного и техногенного характера;

назначенных в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.


2) возможность выезда предусмотрена поручением Президента РФ, поручением Правительства РФ, требованием прокурора, на основании которых проводится проверка.

Предусмотрено, что проверки, проведение которых было приостановлено в период с 18 марта по 5 апреля 2020 года в соответствии с поручением Правительства РФ, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу Постановления N 438, за исключением проверок, которые могут проводиться в 2020 году.

Всё вышесказанное не применяется к таможенным проверкам, проводимым таможенными органами. Для них Постановлением N 438 предусмотрен ряд особенностей.

Документы:

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 03 апреля 2020 года N 438

Бизнес-омбудсмен предлагает ознакомиться с планом проверок субъектов предпринимательства на 2020 год

03 февраля 2020

Уполномоченный по защите прав предпринимателей сообщает, что субъекты бизнеса могут ознакомиться со Сводным планом проверочных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год на официальном сайте прокуратуры.

Уполномоченный по защите предпринимателей Елена Гнётова сообщила, что завершилась работа по формированию плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год.

На официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации опубликован сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2020 год. Чтобы узнать, включено ли юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в план проверок, необходимо зайти на сайт Генеральной Прокуратуры http://plan.genproc.gov.ru/plan2020/

В открывшейся форме поиска необходимо ввести ИНН и наименование организации, или данные предпринимателя.

Также Елена Гнётова напоминает предпринимателям, что с 1 января 2019 по 31 декабря 2020 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных согласно статье 4 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В то же время, данный запрет не распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие виды деятельности, по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности. Кроме того, мораторий не распространяется на плановые проверки в отношении отдельных видов федерального государственного надзора, в том числе, по лицензируемым видам деятельности (Статья 9 Федерального закона N 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципальных контроля»).

Проведение плановой проверки вопреки указанным положениям закона является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле и влечет недействительность результатов проверки.

Также Уполномоченный напоминает, что в случае проведения проверки в отношении субъекта предпринимательства органами контроля и надзора, предприниматели могут обратиться в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Карелия с просьбой принять участие в проверке на стороне субъекта бизнеса. Форма и порядок обращения размещены на официальном сайте.