По инициативе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Карелия проведена медитативная процедура, в рамках которой урегулирован спор между индивидуальным предпринимателем и Региональным оператором по обращению с ТКО.
Предприниматель из города Беломорска ранее обратился к бизнес-омбудсмену жалобой, в которой указал, что региональным оператором взимается плата за услуги по обращению с ТКО за площадь торгового объекта, которая трижды превышает фактическую площадь, где осуществляется торговая деятельность.
Как сообщила Елена Гнетова, на организованном Уполномоченным рабочем совещании с участием заявителя, бизнес-омбудсмена и представителей Регионального оператора по обращению с ТКО: заместителем начальника отдела по работе с потребителями Юлии Гиринович и юрисконсульта Анастасии Кулачок, были достигнуты соглашения по конфликтным вопросам и спорным моментам:
Предпринимателю, в соответствии с особенностью его деятельности, был предложен переход с учёта по нормативам накопления ТКО на учёт по фактическому накоплению, даны рекомендации и пояснения, как перейти на фактический учёт, оказана помощь в написании заявления, разъяснён порядок согласования контейнерной площадки.
Региональный оператор также сделает перерасчёт задолженности Индивидуального предпринимателя, исключив из расчёта период истечения исковой давности.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелии Елена Гнётова помогла разрешить конфликт между предпринимателем и региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО).
В адрес бизнес-омбудсмена обратился руководитель торгового предприятия из города Суоярви. Предприниматель, арендующий помещение для промтоварного магазина, был не согласен с взимаемой региональным оператором платой за услуги по вывозу и утилизации ТКО, а также с полученным судебным приказом по взысканию задолженности на сумму более 90 тысяч рублей.
Как сообщила Елена Гнетова, региональным оператором был произведен расчёт задолженности на основании общей площади магазина, при этом фактическая площадь магазина была в пять раз меньше. Предприятие неоднократно направляло в адрес регионального оператора письма с просьбой произвести перерасчёт, но результата не получало.
Бизнес-омбудсмен организовала совещание с участием представителей субъекта бизнеса и регионального оператора, по результатам которого заявителю были даны подробные консультации и рекомендации о том, какими документами необходимо подтвердить площадь торгового объекта для перерасчёта задолженности.
Уполномоченный также оказала правовую помощь предпринимателю в составлении судебных документов:
На отдельной консультации разъяснила предприятию, что такое судебный приказ, как составить и направит в суд возражения относительно исполнения судебного приказа. В итоге возражения должника поступили в суд в установленный срок. В настоящее время Арбитражным судом Республики Карелия судебный приказ отменён. Надеюсь, что региональным оператором сумма задолженности также будет пересмотрена в сторону уменьшения. Жалоба предпринимателя находится на моем личном контроле.
Уполномоченный также отметила увеличение количества обращений в сфере ТКО. За 9 месяцев 2022 года в адрес бизнес-омбудсмена поступило более 12% жалоб по вопросам обращения с твёрдыми коммунальными отходами. В 2021 году таких обращений было 8% от общего количества поступивших за год. Елена Гнётова обратилась в адрес Министра природных ресурсов и экологии Республики Карелия Андрея Карпиловича с предложением провести совещание с участием субъектов бизнеса, регионального оператора, Министерства с целью рассмотреть проблематику, понять причину конфликтов и наметить пути решения.
По обращению бизнес-омбудсмена Карелии Елены Гнетовой Главе муниципального органа власти внесено представление прокуратуры в связи с нарушением требований Кодекса об административных правонарушениях.
Как сообщила Елена Гнетова, постановление о назначении административного наказания в отношении индивидуального предпринимателя за нарушение требований к установке вывесок Петрозаводским городским судом отменено, административное производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ).
Усматривая нарушение прав предпринимателя, бизнес-омбудсмен обратилась в прокуратуру Республики Карелия для проведения проверки соблюдения законодательства.
Прокуратурой Карелии подтверждён факт нарушения муниципальным инспектором норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и необоснованное привлечение предпринимателя к административной ответственности. Главе муниципального органа власти внесено представление Прокурора Карелии.
Бизнес-омбудсмен отметила значительное снижение в 2022 году поступление жалоб предпринимателей на действия контрольно-надзорных органов.
Как полагает уполномоченный, это связано с вступлением в силу нового закона о контроле и надзоре, мораторием на проведение плановых проверок, новыми возможностями досудебного обжалования незаконных действий и постановлений органов контроля и надзора через сайт Госуслуги.
В то же время регистрируются обращения хозяйствующих субъектов с жалобами на действия органов муниципального контроля в связи с проведением контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом и последующим привлечением предпринимателей к административной ответственности. Все жалобы находятся на контроле Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Карелия.
Лоухское районное потребительское общество поблагодарило бизнес-омбудсмена Елену Гнётову за урегулирование спора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальным отходами.
Как сообщила уполномоченный, региональный оператор требовал в суде взыскать с торгового предприятия задолженность за услуги по обращению с ТКО.
Судебное разбирательство длилось более полутора лет. Уполномоченный выступила медиатором в переговорах между двумя сторонами спора, в ходе которых были обговорены пункты мирового соглашения, значительно уменьшена задолженность хозяйствующего субъекта.
Арбитражный суд Республики Карелия, утвердив мировое соглашение, прекратил производство по делу.
Руководитель Лоухского райпо Лидия Мечиславовна Сергеева направила письмо в адрес уполномоченного, выразив благодарность за профессионализм и умение выстроить диалог между участниками спора, в результате чего предприятие избежало необоснованных затрат на сумму более 500 тысяч рублей.
К Уполномоченному по защите прав предпринимателей поступила жалоба подрядчика по муниципальному контракту, заключенного с администрацией Кемского муниципального района, в связи с отказом органа муниципальной власти в приемке выполненных работ.
Предприятием была оказана услуга по содержанию, техническому обслуживанию и эксплуатации объектов дорожно-мостового хозяйства на сумму более 800 тысяч рублей.
Установив нарушение Администрацией условий контракта, Елена Гнетова обратилась в Прокуратуру района для проведения проверки фактов, указанных в обращении.
Как сообщила бизнес-омбудсмен, в ходе проведенной проверки доводы уполномоченного подтвердились.
По результатам выявленных нарушений Главе района внесено представление об устранении нарушения. Вопрос приемки работ и оплаты контракта находится на контроле уполномоченного.
Бизнес-Омбудсмен Елена Гнётова помогла предпринимателю восстановить законные права: региональный оператор по вывозу и утилизации ТКО произвёл перерасчет стоимости оказанных услуг в результате чего задолженность уменьшилась в десять раз.
К Елене Гнётовой обратился индивидуальный предприниматель с жалобой на применение необоснованных тарифов по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении собственника ТКО.
Уполномоченный, изучив ситуацию и документы установила:
Региональный оператор производил расчет своих услуг по вывозу и утилизации ТКО исходя из тарифов для объекта общественного питания, в то время, как эта деятельность предпринимателем не велась.
Елена Гнетова обратилась к руководителю Карельского экологического оператора с просьбой произвести корректировку стоимости услуг.
В результате обращения бизнес-омбудсмена региональный оператор произвёл перерасчет стоимости оказанных услуг за период с 2018 по 2021 год. Сумма задолженности Индивидуального предпринимателя уменьшилась в 10 раз.
Права предпринимателя восстановлены.
Решением Петрозаводского городского Суда от 6 июня 2022 года постановление о назначении административного наказания индивидуальному предпринимателю, вынесенное Административной комиссией Петрозаводского городского округа, отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Бизнес-омбудсмен Елена Гнетова была привлечена судом в дело в качестве защитника и доказывала неправомерность назначения административного наказания индивидуальному предпринимателю за нарушение требований к установке вывесок:
В нарушение ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении не была установлена виновность лица в его совершении. Муниципальным органом контроля было проведено мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом - выездное обследование территории, после которого в отношении предпринимателя возбуждено административное дело. Суд согласился с моими доводами о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Суд отменил Постановление о назначении административного наказания, вынесенное Административной комиссией Петрозаводского городского округа по ч.27 ст.2.14 Закона Республики Карелия №1191-ЗРК в отношении предпринимателя в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, а также прекратил производство по делу об административном правонарушении.
Права предпринимателя восстановлены.
В отношении транспортного предприятия Республики Карелия приостановлены исполнительные производства в связи с введением моратория на возбуждение дел по банкротству.
К бизнес-омбудсмену Карелии поступило обращение предприятия, осуществляющего деятельность в сфере автомобильного грузового транспорта и оказывающего услуги в том числе международных грузоперевозок, в связи с невозможностью исполнения финансовых обязательств.
Из-за санкционного давления на экономику России международные договоры по перевозке грузов за пределы страны были расторгнуты, компания испытывала финансовые затруднения, исполнение обязательств по исполнительным производствам было невозможно.
Елена Гнетова проинформировала предпринимателя о введении моратория на возбуждение дел по банкротству.
В настоящее время на основании Постановления Правительства РФ от 22 марта 2022 года № 497 действует запрет на исполнение в принудительном порядке через службу судебных приставов и банк должника требований, датированных до 1 апреля текущего года. Приостановка исполнительных производств в связи с мораторием на банкротство действует до 1 октября.
Уполномоченным оказана помощь в составлении обращения в службу судебных приставов о приостановлении исполнительных производств на основании Постановления Правительства № 497.
Заявление было удовлетворено, предприятию предоставлена отсрочка до октября 2022 года. Директор компании выразил благодарность за оказанное содействие.
Как сообщила бизнес-омбудсмен, в настоящий момент также приостановлено исполнительное производство в отношении еще одного заявителя уполномоченного- районного потребительского общества.
По обращению бизнес-омбудсмена Елены Гнётовой Прокуратурой Карелии проведена надзорная проверка, внесено представление об устранении нарушения прав предпринимателя, а также в отношении должностного лица органа муниципальной власти возбуждено дело об административном правонарушении.
К Уполномоченному по защите прав предпринимателей обратился индивидуальный предприниматель, который заключил договор с администрацией одного из сельских поселений Республики Карелия на уборку снега, добросовестно оказывал услуги, используя свою личную технику, но до сих пор не получил оплату за выполненные услуги. При этом, Администрация сельского поселения услугами пользовалась. акты о приемке выполненных работ подписала, претензий по качеству работ к предпринимателю не направляла, однако за выполненные работы не платила.
Уполномоченный Е.Гнётова, установив нарушение законных прав субъекта предпринимательской деятельности, обратилась в адрес Прокурора Карелии с просьбой проведения надзорной проверки в отноше6нии органа публичной власти. По результатам проверки Главе Заозерского сельского поселения направлено представление Прокурора, возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Как сообщила Елена Гнётова, в настоящее время погашена большая часть задолженности перед предпринимателем, оставшаяся сумма будет оплачена в ближайшее время.
Таможенный орган прекратил дело об административном правонарушении, возбуждённое в отношении индивидуального предпринимателя из Карелии.
Бизнес-омбудсмен Елена Гнетова выступила защитником индивидуального предпринимателя при рассмотрении дела об административном правонарушении, возбуждённое должностными лицами Северо-Западной электронной таможни по статье 16.3 КоАП РФ:
Основанием для возбуждения административного дела послужило непредставление им лицензии Минпромторга России или заключения Росприроднадзора РФ о неотнесении товара к особо опасным отходам. Предприниматель экспортировал бывшие в употреблении шины в количестве 4 штук и не предполагал, что для такого товара существуют запреты и ограничения на вывоз из Российской Федерации
При рассмотрении административного дела Уполномоченный по защите прав предпринимателей представила правовое заключение, указав также на малозначительность административного правонарушения предпринимателя. Должностными лицами таможенного органа мнение бизнес-омбудсмена было учтено и принято к сведению.
Постановлением Северо-Западной электронной таможни от 12 мая производство по делу об административном правонарушении было прекращено. На основании статьи 2.9 КоАП РФ индивидуальный предприниматель получил устное замечание и был освобожден от административной ответственности.
Жалоба на нарушение срока оплаты госконтракта явилась основанием проведения прокурорской проверки.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнётова обратилась к Прокурору Республики Карелия Дмитрию Харченкову с просьбой провести надзорную проверку в связи с выявленными бизнес-омбудсменом нарушениями прав субъекта предпринимательской деятельности. Бюджетное учреждение в нарушение российского законодательства не оплатило в срок исполненные по госконтракту работы на сумму более 8 миллионов рублей.
Как сообщила Елена Гнетова, по результатам прокурорской проверки подтвердился факт нарушения прав исполнителя госконтракта:
Руководитель бюджетного учреждения провел работу по выделению требуемых денежных средств для оплаты выполненных работ только после представления прокуратуры об устранении нарушений законодательства. Должностное лицо, допустившее нарушения прав предпринимателя, привлечено к дисциплинарной ответственности. В настоящее время права предпринимателя восстановлены: денежные средства исполнителю перечислены в полном объеме.
Бизнес-омбудсмен помог получить задолженность на сумму 8 миллионов рублей.
Бюджетное учреждение оплатило задолженность малому предприятию за услуги по выполнению капитального ремонта здания.
К Уполномоченному по защите прав предпринимателей Елене Гнетовой обратилось предприятие города Петрозаводска с жалобой на бюджетное учреждение, которое нарушило срок оплаты по договору.
«Строительное предприятие выполнило все работы без претензий со стороны государственного учреждения, заказчик принял работу, подписал соответствующие документы, однако оплачивать работу не спешил. Долг перед субъектом малого бизнеса составил более 8 миллионов рублей»,- сообщила Елена Гнётова.
В результате действий Уполномоченного по организации помощи предпринимателю, обращению в Прокуратуру Республики Карелии заказчик перечислил исполнителю денежные средства в полном объеме.
Предприятие поблагодарило бизнес-омбудсмена за внимание и оперативное решение возникшей проблемы.
С 1 апреля 2022 года изменился порядок назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
Бизнес-омбудсмен Елена Гнётова пояснила:
«Из доходов семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет исключены гранты, субсидии и другие финансовые поступления, предоставленные в рамках поддержки предпринимательства».
Ранее в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей Карелии обращались индивидуальные предприниматели сжалобам на отказ социальной службы в предоставлении им ежемесячной выплаты на ребёнка с 3-х до 7-ми лет в связи с получением гранта на создание своего дела:
«Должностные лица Центра социальной работы Республики Карелия поясняли, что суммы полученных грантов влияют на величину среднедушевого дохода семьи, Постановление Правительства РФ N 384 не содержит норм по исключению целевого гранта на предпринимательские цели из дохода семьи».
Бизнес - омбудсмен обратила внимание на нарушение прав граждан, которые получили финансовую поддержку на открытие своего дела, лишившись при этом права на детское пособие:
«Доходом индивидуальных предпринимателей, получивших финансовую поддержку из бюджета по основаниям, указанным в абзацах 4 и 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ, являются не собственно денежные средства, полученные из бюджета, а не использованные по целевому назначению суммы».
Елена Гнётова обратилась к Главе Республики Карелия, депутатам Законодательного собрания Карелии, к Уполномоченному при Президенте РФ.
Для исключения правовой неопределённости Елена Гнётова предложила внести поправки в порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, исключив финансовую помощь на организацию собственного дела из доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи.
Были подготовлены и направлены соответствующие обращения в адрес федеральных ведомств, Правительства Российской Федерации.
Предложения были приняты.
В подпункт л) пункта 21 Постановления Правительства РФ N 384 внесены изменения:
гранты, субсидии и другие поступления, полученные в денежной форме, имеющие целевой характер расходования и предоставляемые в рамках поддержки предпринимательства, не учитываются при расчёте среднедушевого дохода семьи.
Бизнес-омбудсмен Карелии Елена Гнетова провела процедуру медиации по урегулированию спора между предпринимателем и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. В результате стороны подписали мировое соглашение, которое утвердили в суде.
Как сообщила Елена Гнетова, региональный оператор направил заявление в суд с требованием взыскания с торгового предприятия Лоухского муниципального района задолженности за услуги по обращению с ТКО на общую сумму более 500 тысяч рублей, включая пени более 160 тысяч рублей.
«Стороны самостоятельно не смогли достигнуть согласия по спорным вопросам и обратились к Уполномоченному.
Уполномоченный выступила медиатором в переговорах между двумя сторонами спора, в ходе которых были достигнуты предварительные результаты, обговорены пункты мирового соглашения, уменьшена задолженность».
4 апреля 2022 года Арбитражный суд Республики Карелия утвердил мировое соглашение, заключенное торговым предприятием с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, производство по делу было прекращено.
«Рада, что спор хозяйствующих субъектов после длительного судебного процесса, начатого в 2020 году, удалось перевести в конструктивное обсуждение и заключение мирового соглашения, что позволило уменьшить сумму задолженности предприятия в 10 раз», - отметила бизнес-омбудсмен.
Дело А26-7696/2020
Карельская таможня привлекла лесоперерабатывающее предприятие к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.21 КоАП РФ и назначило административное наказание в виде наложения административного штрафа на Общество в размере более 18 миллионов рублей.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия, а также к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Елене Гнётовой, которая была привлечена судом к участию в дело в качестве третьего лица на стороне субъекта предпринимательства.
Бизнес-омбудсмен отметила в суде, что вменяемое Обществу административное правонарушение не может квалифицироваться по статье 16.21 Кодекса об административных правонарушениях, так как указание декларантом в таможенной декларации неточного кода ТН ВЭД ЕАС, не связано с заявлением Обществом недостоверных сведений и не образует состав по статье 16.21 КоАП РФ.
Арбитражный суд Республики Карелия не установил нарушений процедуры привлечения субъекта предпринимательства к административной ответственности, пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, но в то же время снизил сумму штрафа до 9 миллионов рублей.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в тринадцатый арбитражный апелляционный суд. Уполномоченный выступила на суде в защиту Общества, указав в отзыве, что товар на территорию Российской Федерации ввезен Обществом законно, задекларирован, таможенные пошлины и налоги уплачены, запреты, и ограничения на товар не установлены, товар во владение третьим лицам не передавался, таким образом в действиях Общества отсутствует вина и состав квалифицирующих признаков статьи 16.21 КоАП РФ:
«Отсутствие вины, а, следовательно, и состава вмененного правонарушения, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях».
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд признал незаконным постановление Карельской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, отменил Решение Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-5905/2021.
Суд указал, что привлечение лица к административной ответственности за заявление недостоверных сведений о коде товара, заявленного в таможенной декларации, возможно только в том случае, если будет установлено, что к таможенному декларированию был представлен товар, отличный от того, в отношении которого было принято решение о классификации. При этом товар Обществом к декларированию представлен тот, который ввезен. Указание декларантом в ТД неточного кода ТН ВЭД ЕАС, не связано с заявлением недостоверных сведений о количестве, свойствах и других характеристиках товара, влияющих на его классификацию по товарной номенклатуре и свидетельствует об отсутствии признаков субъективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, а соответственно не является основанием квалифицировать правонарушение по данной статье кодекса об административных правонарушениях. Таким образом лицо, которое приобрело товар в законном порядке, в случае отсутствия его вины в нарушении порядка выпуска товаров, не является субъектом административной ответственности по статье 16.21 КоАП РФ.
Постановлением Тринадцатого Арбитражного Апелляционного суда решение суда первой инстанции делу № А26-5905/2021 отменено, постановление Карельской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении Общества отменено. Карельская таможня не согласилась данным решением и обратилась с кассационной жалобой на постановление апелляции. Рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании назначено на 25 апреля. Бизнес-омбудсмен также выступит в защиту предприятия.
К уполномоченному по защите прав предпринимателей обратился индивидуальный предприниматель, работающий в сфере туризма. Заявитель указал, что автомобильная дорога в населённом пункте, где находятся гостевые дома, стала непроезжей из-за несвоевременной уборки от снега, что препятствовало осуществлению законной предпринимательской деятельности.
Бизнес-омбудсмен, изучив документы и нормативные правовые акты, установила, что дороги на территории поселка, где осуществляет деятельность предприниматель, являются автодорогами общего пользования местного значения, поэтому вопрос организации работ по снегоочистке относится к компетенции администрации поселения:
«В соответствии со статьёй 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения относится к вопросам местного значения. Администрация поселения обязана создавать условия для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания населения в границах поселения; создавать условия для развития малого и среднего предпринимательства».
Уполномоченный направила письмо в адрес прокурора Сегежского района с просьбой проверить указанные в обращении индивидуального предпринимателя факты и принять меры прокурорского реагирования в случае выявления нарушений.
Доводы, изложенные в обращении Уполномоченного, нашли свое подтверждение в ходе прокурорской проверки. Прокурором Сегежского района 21.02.2022 внесено представление главе сельского поселения об устранении нарушений требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Бизнес – омбудсмен помогла строительному предприятию доказать необоснованность начисления штрафов в размере 5% от цены муниципального контракта. Суд апелляционной инстанции обязал муниципального заказчика вернуть удержанный штраф.
Строительное предприятие оспаривало в суде действия муниципального заказчика по начислению штрафов с общей суммы муниципального контракта и последующем удержании этой суммы из оплаты исполнителю выполненных им работ.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнётова была привлечена Арбитражным судом Республики Карелия в судебный процесс в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне субъекта бизнеса.
Бизнес-омбудсмен, изучив документы и обстоятельства дела, поддержала требования предпринимателя. Суд согласился с правовой позицией уполномоченного о необходимости списания заказчиком неустойки на основании положений постановления Правительства Российской Федерации от 04 июля 2018 года № 783. Как указала Елена Гнётова:
Постановление Правительства России № 783 принято для оказания поддержки субъектам предпринимательства и устанавливает правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) по государственным и муниципальным контрактам, исполненным в 2020 году.
Согласно Правил заказчик должен списать неустойку, если сумма начисленных пеней не превышает 5 процентов цены контракта, а также если данный контракт исполнен в полном объеме в 2020 году, что подтверждено актом приемки или иным документом.
Я доказала, что данное постановление применимо к спорным правоотношениям, так как работа по муниципальному контракту выполнена подрядчиком в 2020 году, акт о приемке выполненных работ подписан муниципальным заказчиком без возражений и замечаний. Неустойка по контракту не превысила 5% от его цены. Также Уполномоченный отметила, что муниципальный орган дважды применил два вида ответственности за одно нарушение: в виде пени за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, и в виде штрафа, в виде фиксированной суммы, что является недопустимым.
Арбитражный суд Республики Карелия удовлетворил иск строительного предприятия, взыскав с муниципального заказчика сумму удержанной с предпринимателя задолженности. Муниципальный орган власти, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил возражение в суд апелляционной инстанции.
16 февраля 2022 года Тринадцатый Арбитражный апелляционный суд оставил решение Арбитражного суда Республики Карелия по делу о взыскании задолженности по муниципальному контракту без изменения, апелляционную жалобу муниципального органа – без удовлетворения. (Дело А26-9262/2020).
К Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Елене Гнётовой обратился директор малого предприятия с жалобой на действия государственного заказчика. Подрядчик исполнил свои обязательства по госконтракту в срок и без претензий со стороны заказчика, но оплату за поставленный товар не получил.
По обращению бизнес-омбудсмена к Прокурору Республики Карелия в отношении государственного учреждения проведена надзорная проверка. Факт длительной задержки оплати поставленного товара подтвердился. В связи с существенным нарушением срока оплаты по государственному контракту руководителю учреждения внесено представление прокуратуры об устранении нарушений федерального законодательства.
Как сообщила Елена Гнетова, в настоящее время задолженность перед предпринимателем погашена в полном объеме, информация о фактах нарушения учреждением сроков оплаты по госконтрактам направлена в адрес федерального органа исполнительной власти, учреждение которого нарушило законные права субъекта малого предпринимательства:
«Законом о контрактной системе предусмотрены сокращённые сроки оплаты работ и услуг исполнителям государственных и муниципальных контрактов, если исполнители являются субъектами малого и среднего предпринимательства. Оплата должна быть произведена не позднее 15 рабочих дней со дня подписания документа о приемке. Должностное лицо заказчика в случае нарушения установленного контрактом срока оплаты может быть привлечено к административной ответственности».
Арбитражный суд обязал муниципальный орган власти вернуть сумму неустойки, удержанной у строительной компании.
Бизнес-омбудсмен выступила в суде на стороне предпринимателя. Предприятие - подрядчик по муниципальному контракту не согласился с тем, что муниципальный заказчик отказался оплачивать исполненные работы в полном объёме, обратившись в суд с иском. Арбитражный суд Республики Карелия привлёк уполномоченного по защите прав предпринимателей третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора. Елена Гнётова, изучив документы и обстоятельства дела, поддержала требования истца:
«Считаю, что удержание пени из общей суммы оплаты работ по контракту было необоснованным и незаконным. Муниципальный контракт подрядчиком исполнен в 2020 году в объеме, указанном в акте о приемке работ. Работы заказчиком приняты без возражений, что является надлежащими доказательствами выполнения работ. Сумма начисленных заказчиком пени не превышает 5 процентов цены муниципального контракта. В этом случае спорная неустойка подлежит списанию с учётом принятых правительством Российской Федерации мер поддержки бизнеса».
Суд согласился с правовой позицией уполномоченного о необходимости списания заказчиком неустойки на основании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 04 июля 2018 года № 783, так как подрядчиком работа по контракту была выполнена в 2020 году, сторонами подписан акт о приемке выполненных работ без возражений и замечаний, неустойка не превысила 5% от цены контракта. В этом случае списание неустоек является не правом, а обязанностью заказчика.
Елена Гнетова отметила:
«Рада, что восстановлены права субъекта предпринимательской деятельности. Суд удовлетворил иск подрядчика в полном объеме и указал, что работы по муниципальному контракту подлежали оплате без вычета неустойки. Администрация муниципального района должна будет вернуть в пользу общества удержанную сумму в размере 160 тысяч рублей».
Бизнес-омбудсмен также сообщила, что в её адрес поступило несколько жалоб на действия муниципальных заказчиков в связи с оплатой в 2020 году исполненных работ за минусом удержанных неустоек. Уполномоченный полагает, что во многих случаях заказчиками не учитывались принятые правительством правила, которые обязывают списывать начисленные неустойки за те работы, которые в 2020 году были выполнены, но предприниматели не уложились в указанный в контракте срок. Эти правила были приняты в качестве антикризисной меры и способствовали поддержке бизнеса. В каждом конкретном случае муниципальные и государственные заказчики должны были подходить индивидуально и учитывать все факторы невозможности исполнения сроков контрактов во время введения ограничений в связи с коронавирусом.
Дело А26-9477/2020.
Судья Петрозаводского городского суда удовлетворил иск к Центру социальной работы Республики Карелия о взыскании детского пособия и оспаривании права на выплату детского пособия в связи с увеличением дохода семьи из-за получения государственной поддержки на открытие своего дела.
Елена Гнетова рассказала, что к ней обратилась начинающий предприниматель, получившая государственную помощь на организацию собственного дела, с жалобой на отказ в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет. Она обратилась в орган социальной защиты, где ей пояснили, что сумма финансовой помощи на организацию собственного дела учтена в доходе семьи.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Елена Гнетова выступила в судебном заседании, озвучив свою правовую позицию.
Как пояснила в суде Е.Гнетова, индивидуальный предприниматель получил финансовую поддержку от Центра занятости населения после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Все средства израсходованы ИП на организацию собственного дела, а именно: приобретено оборудование, компьютер и программное обеспечение, арендовано помещение.
Бизнес - омбудсмен считает, что единовременная финансовая помощь (Грант) на создание собственного дела не относится к доходам физического лица и не может увеличить доход семьи.
Также сумма гранта не может являться доходом от предпринимательской деятельности, так как по основаниям, указанным абзацах 4 и 6 пункта 1 статьи 346.17 Налогового Кодекса РФ, доходом являются не собственно денежные средства финансовой помощи, полученные из бюджета, а не использованные по целевому назначению суммы в течение определенного времени.
В целях установления, может ли финансовая помощь на организацию собственного дела признаваться доходом от предпринимательской деятельности, Уполномоченным был направлен запрос в Управление федеральной налоговой службы РФ по Республике Карелия.
В полученном ответе указано, что суммы выплат признаются доходом для целей налогообложения после осуществления расходов в пределах фактически произведенных затрат и налоговая база при соблюдении установленных условий не увеличивается на сумму полученной субсидии.
Уполномоченный также отметила на суде, что Центром занятости населения Республики Карелия подтверждено отсутствие фактов нецелевого использования Индивидуальным предпринимателем гранта на организацию собственного дела:
«Таким образом, доходом от предпринимательской деятельности сумма единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела не является и не может увеличивать среднедушевой доход семьи».
Судом аргументы Уполномоченного приняты к сведению, иск удовлетворён.
Судья обязал Центр социальной работы Республики Карелия пересчитать сумму детского пособия с 1 января 2021 года, исключив сумму гранта на открытие своего дела, полученную индивидуальным предпринимателем, из дохода семьи.
Дело 2-5673/2021