Налоги

Предложения бизнес-омбудсмена направлены в Государственную Думу

22 февраля 2022

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнётова выступила перед депутатами Законодательного Собрания Республики Карелия с предложениями и замечаниями к законопроекту № 47595-8о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (о порядке наложения предварительных обеспечительных мер на имущество налогоплательщика).

 

Депутаты профильных комитетов Законодательного Собрания Карелии по экономической и промышленной политике; по бюджету и налогам поддержали предложения бизнес-омбудсмена и единогласно проголосовали за направление обращения в адрес Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам А.М.Макарова с просьбой рассмотреть возможность доработки законопроекта с учётом замечаний и предложений.

 

Уполномоченный, выступая перед депутатами Карелии отметила, что выражает не только личное мнение, но и мнение предпринимателей республики, которые полагают, что в случае принятия указанного законопроекта в предложенной редакции, добросовестные налогоплательщики могут столкнуться со значительными рисками в деятельности. 

 

Бизнес-омбудсмен отметила, что возможность для налоговых органов применять предварительные обеспечительные меры в отношении недвижимого имущества, транспортных средств, предметов дизайна служебных помещений, ценных бумаг до установления факта налогового правонарушения и до оформления акта выездной налоговой проверки противоречит закреплённому в статье 35 Конституции Российской Федерации принципу неприкосновенности частной собственности; противоречит принципу   презумпции добросовестности  налогоплательщика.

 


«Законопроектом предлагается размещать информацию о принятом налоговыми органами решении принятия предварительных обеспечительных мер с указанием имущества налогоплательщика в сети Интернет, в открытом доступе, что является раскрытием   коммерческой тайны и    ведёт к большим репутационным рискам для субъекта предпринимательства. В законопроекте не указано возможность и порядок обжалования налогоплательщиком как принятого налоговыми органами решения, так и размера предварительных обеспечительных мер, наложенных на имущество организации или индивидуального предпринимателя», - отметила Е.Гнётова.


 

17 февраля 2022 года обращение с просьбой не поддерживать законопроект в предлагаемой редакции и инициировать вопрос о необходимости его существенной доработки с обязательным широким обсуждением с предпринимательским сообществом направлено от имени председателя профильного комитета Леонида Лиминчука в адрес Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам.

Новости о налогах

11 февраля 2022

В 2021 г. был принят ряд Федеральных законов, которые внесли изменения и уточнения в Налоговый Кодекс РФ.

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

-Ограничение на уменьшение базы по налогу на прибыль не более чем на 50% суммы убытка продлено до 31 декабря 2024 года

(п. 40 ст. 2 Федерального закона от 2 июля 2021 № 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

 

-Работодатель сможет учесть в расходах по налогу на прибыль стоимость путевок своим сотрудникам и членам их семей, если они были оплачены напрямую санаторию, а не только через туроператора или турагента

(п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 февраля 2021 № 8-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

 

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 

-Стоимость путевок для детей работника до 18 лет, а также детей до 24 лет, обучающихся по очной форме в образовательных организациях, не является объектом обложения НДФЛ (ранее действовало ограничение по возрасту детей до 16 лет). Освобождается от налогообложения компенсация стоимости путевок, предоставляемых за счет средств организации, но не более одной путевки за один налоговый период

(п.3 ст.1. Федерального закона от 17 февраля 2021 № 8-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

 

-Начинает действовать новый социальный налоговый вычет за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные налогоплательщику или его детям/подопечным до 18 лет (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 5 апреля 2021 № 88-ФЗ (ред. от 2 июля 2021) "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги").

 

-В связи с ухудшением ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, освобождаются от НДФЛ доходы в виде призов, полученных в рамках стимулирующих мероприятий для граждан, принявших участие в вакцинации от новой коронавирусной инфекции. 

Также освобождаются доходы в виде оплаты труда работников в размере не более 12 792 рублей для организаций, которые получили субсидии из федерального бюджета как субъекты МСП и социально-ориентированные НКО (пп. б п. 17 ст. 1 Федерального закона от 29 ноября 2021 № 382-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

 

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

-Изменяется предельная величина базы для исчисления страховых взносов:

Для обязательного пенсионного страхования – 1 565 000 руб.;

Для обязательного социального страхования – 1 032 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2021 № 1951 "О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2022 г.").

 

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ 

-Объекты налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, не будут включаться в декларацию по налогу на имущество

В связи с этим устанавливается заявительный порядок применения налоговой льготы в отношении данных объектов (пп. б п. 83 ст.2, 

пп. в. п. 81 ст. 2 Федерального закона от 2 июля 2021 № 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

 

-Устанавливаются общие сроки уплаты налога на имущество и авансовых платежей – 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, для уплаты налога и не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, для уплаты авансовых платежей. Ранее сроки устанавливались законами субъектов РФ (п. 82 ст. 2 Федерального закона от 2 июля 2021 № 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

 

-Вступает в силу новый пункт статьи, касающейся особенностей налогообложения имущества, переданного в доверительное управление. Налогоплательщиком по имуществу, переданному в аренду, в том числе по договору лизинга, будет являться арендодатель/лизингодатель. Данные положения применяются к договорам, заключенным с 1 января 2022 г. (п. 49 ст.1 Федерального закона от 29 ноября 2021 № 382-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ!

10 февраля 2022

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО от 2 декабря 2021 г. N ЕА-4-15/16838

 

О НАПРАВЛЕНИИ УВЕДОМЛЕНИЙ О ВЫЗОВЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН В РАМКАХ ПП. 4 П. 1 СТ. 31 НК РФ

 

Федеральная налоговая служба в целях недопущения неправомерного направления налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) уведомления о вызове в налоговый орган, сообщает следующее.

 

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговым органам предоставлено право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (далее - Уведомление).

 

Вместе с тем, в ходе анализа материалов, представленных управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональными инспекциями ФНС России по федеральным округам (с двухуровневой системой управления), в рамках исполнения положений Порядка установления, оценки и устранения причин возникновения споров в деятельности налоговых (регистрирующих) органов, утвержденного Приказом ФНС России от 25.11.2020 N СД-7-9/848@, установлены следующие нарушения:


направление Уведомлений с целью истребования у налогоплательщиков документов;

в Уведомлениях содержится требование налоговых органов представить уточненные налоговые декларации (расчеты), в связи с выявленными налоговыми органами ошибками (противоречиями, несоответствиями) в представленных налогоплательщиками налоговых декларациях (расчетах);

отсутствие в Уведомлениях подробного описания оснований вызова;

вызов в налоговые органы на заседание комиссии по легализации налоговой базы.


Таким образом, налоговыми органами нарушается порядок истребования документов, предусмотренный статьями 93, 93.1 Кодекса, а также подменяются мероприятия налогового контроля, предусмотренные пунктом 3 статьи 88 Кодекса.

 

Кроме того, при отсутствии в Уведомлении конкретного вопроса для дачи пояснений, по которому налогоплательщик вызывается в налоговый орган, а также отсутствие ссылки на конкретную налоговую проверку или мероприятия налогового контроля, в рамках которых направляется Уведомление, не только лишает возможности и права налогоплательщиков подготовиться к представлению конкретных пояснений и подтверждающих документов, но и ведет к необоснованным трудозатратам и неэффективности проведения должностными лицами налоговых органов мероприятий налогового контроля, а также к формированию у налогоплательщиков отрицательного отношения к налоговым органам в целом.

 

Учитывая изложенное, в целях исключения неправомерного направления уведомлений о вызове в налоговый орган и недопущения при направлении уведомлений в рамках подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса подмены мероприятий налогового контроля, предусмотренных статьями 93, 93.1 Кодекса, а также пунктом 3 статьи 88 Кодекса, необходимо обеспечить соблюдение территориальными налоговыми органами:


положений подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса и соответствие направляемого уведомления, утвержденной форме, в том числе с указанием подробного описания оснований вызова;

положений статей 93, 93.1 Кодекса при истребовании документов (информации);

положений пункта 3 статьи 88 Кодекса при направлении требований о представлении пояснений в случае выявления в ходе камеральных налоговых проверок ошибок (противоречий, несоответствий) в представленных налогоплательщиками налоговых декларациях (расчетах).


Одновременно обращается внимание, что организация работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы отменена последовательно письмами ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-4-15/5183@, от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ и от 07.07.2020 N БС-4-11/10881@. Соответственно, в рамках камеральных налоговых проверок проведение комиссий по легализации налоговой базы не предусмотрено.

 

Руководителям (исполняющим обязанности руководителей) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальников) межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам (с двухуровневой системой управления) необходимо довести настоящее письмо до территориальных налоговых органов и обеспечить его применение.

 

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

А.В.ЕГОРИЧЕВ

МОЖЕТ ЛИ ИП ПОЛУЧИТЬ ПАТЕНТ, ЕСЛИ ЗАЯВЛЕНИЕ ПОДАНО ПОЗДНЕЕ УСТАНОВЛЕННОГО СРОКА?

10 февраля 2022

По общему правилу, ИП подает заявление на получение патента в налоговый орган не позднее чем за 10 дней до начала применения ПСН.

 

Налоговый орган обязан в течение 5 дней со дня получения заявления (или со дня госрегистрации ИП) выдать патент или уведомление об отказе.

 

В Налоговом Кодексе РФ установлен перечень оснований для отказа в выдаче патента, однако он не предусматривает такого основания, как нарушение срока подачи заявления.

 

Таким образом, если заявление подано менее чем за 10 дней до даты начала действия патента и это заявление поступило в налоговый орган до даты начала действия патента, то инспекция вправе рассмотреть возможность выдачи патента с указанием в нем даты начала действия патента согласно заявлению.

 

Письмо ФНС России от 23 декабря 2021 г. N СД-4-3/18113@

Елена Гнётова против роста налога на имущество организаций

17 ноября 2021

Бизнес-омбудсмен Карелии обратилась к депутатам законодательного собрания Республики Карелия с просьбой не увеличивать ставку налога на имущество организаций.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия выступила на заседании Комитета по бюджету и налогам законодательного собрания Республики Карелия с просьбой принять меры по смягчению нагрузки на бизнес, связанной с налогом на имущество от кадастровой стоимости.

Елена Гнётова при этом отметила, что в Республике Карелия принята достаточно гибкая политика в отношении налога на имущество организаций. Установлена налоговая ставка от 0% до 2% в отношении разных налогоплательщиков и разных объектов имущества.

Для организаций, применяющих упрощённую систему налогообложения (УСН), налоговая ставка на имущество равна 0,5% от кадастровой стоимости имущества. Повышение налоговой ставки на имущество, по мнению бизнес-омбудсмена, может негативно отразиться на деятельности организаций, привести к потере бизнеса в будущем:


С учётом негативных последствий в связи с введением ограничительных мер многие собственники недвижимого имущества отмечают падение доходности. В некоторых случаях ниже рентабельности. Анализ результатов государственной кадастровой оценки позволяет сделать вывод о значительном увеличении кадастровой стоимости объектов недвижимости, что ухудшает условия ведения бизнеса и приводит к росту налоговой нагрузки по имущественным налогам. При попадании объектов недвижимости в соответствующий перечень, бизнес теряет льготу по освобождению от налога на имущество. Для многих собственников имущества налог, исчисленный от кадастровой стоимости, уже стал непосильным бременем. Увеличение налога может привести к потере бизнеса.


Елена Гнётова также считает возможным в дальнейшем обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением о восстановлении освобождения от налога на имущество налогоплательщиков - предпринимателей на специальных режимах налогообложения.

Кто окажется под прицелом налоговой в 2022 году?

15 ноября 2021

Бизнес-омбудсмен Карелии Елена Гнетова приняла участие в обсуждении проблематики бизнеса по вопросам налоговых проверок, организованном Аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей совместно с Адвокатским бюро «Юрлов и Партнеры».

Участники мероприятия ознакомились с принципами подхода органов налогового контроля к планированию выездных налоговых проверок, узнали какие компании рискуют быть включёнными в план выездной налоговой проверки, какие ошибки чаще всего совершают налогоплательщики при взаимодействии с проверяющими органами. В рамках семинара обсудили, как снизить риски проведения внеплановых проверок и как проявить должную осмотрительность, чтобы обезопасить бизнес от убытков.

Как отметила Елена Гнетова, предпринимателям необходимо добросовестно подходить к своим налоговым обязательствам и учитывать, что выездные налоговые проверки планируются налоговым органом по принципу риск-ориентированного подхода:


Если раньше планирование выездных налоговых проверок было сугубо конфиденциальной процедурой налоговых органов, то сейчас это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут самостоятельно оценить свои риски по включению предприятия в план проведения выездных налоговых проверок.


Предприятие могут включить в план выездных проверок если его налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого показателя, а в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов отражаются лишь убытки, в случае выплаты заработной платы сотрудникам ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Предприятие привлечёт к себе внимание налогового органа и в случае построения своей финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических целей.

С критериями риска предприниматели могут ознакомиться, изучив приказ Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 № ММ -3-06/333 @.

Бизнес-омбудсмен также предлагает налогоплательщикам ознакомиться с чек-листом «Шесть ошибок при выездной налоговой проверке», чтобы своевременно оценить налоговые риски своей финансово-хозяйственной деятельности и принять соответствующие меры.

Бизнес-омбудсмен напоминает – с 2022 года сотрудники предприятий должны иметь личные электронные подписи

15 ноября 2021

11 ноября бизнес-омбудсмен Карелии Елена Гнётова приняла участие в семинаре, организованном Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Карелия. Представители налогового органа рассказали о вопросах досудебного порядка урегулирования налоговых споров, о новом порядке получения электронной подписи и предоставления отчетности в электронном виде.

Как рассказала Е.Гнётова, большой блок вопросов касался сдаче электронной отчётности и получению электронных подписей не только руководителями, но и сотрудниками организаций:


Все работники организаций и индивидуальных предпринимателей. Кто подписывает какие-либо документы компании с 1 января 2022 года должны пользоваться своей личной электронной подписью.


Бизнес-омбудсмен напомнила, что до 31 декабря 2021 года руководители организаций, индивидуальные предприниматели могут бесплатно получить квалифицированные электронные подписи в налоговой инспекции или купить их в аккредитованных удостоверяющих центрах. С 1 января 2022 года выдавать подписи будет только налоговая служба и её доверенные удостоверяющие центры.

Чем грозит ИП исключение из реестра

20 апреля 2021

Управление ФНС России по Республике Карелия напоминает, что с 1 сентября 2020 года налоговая служба начала работу по исключению недействующих индивидуальных предпринимателей из Единого государственного реестра.

Критерии отнесения предпринимателя к недействующим:



истекло 15 месяцев с даты окончания действия патента или индивидуальный предприниматель в течение последних 15 месяцев не представлял документы отчетности, сведения о расчетах, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;



наличие недоимки и задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.



Как проходит процедура исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП:



в отношении предпринимателя, подпадающего под критерии недействующего, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из ЕГРИП;



решение публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации» одновременно со сведениями о порядке и сроках направления заявлений заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего индивидуального предпринимателя из ЕГРИП. Такие заявления должны быть представлены в течение месяца после публикации. Сам предприниматель также может заявить о себе, например, погасив задолженность или направив заявление о добровольном прекращении деятельности (в этих случаях процедура исключения предпринимателя из ЕГРИП прекращается);



если заявления в регистрирующий орган не поступят, то в ЕГРИП вносится запись об исключении недействующего индивидуального предпринимателя по решению регистрирующего органа.



Исключение недействующего индивидуального предпринимателя из ЕГРИП может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего индивидуального предпринимателя из ЕГРИП, в течение одного года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Последствием исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП, как недействующего, станет невозможность для такого физического лица вновь зарегистрироваться в качестве предпринимателя в течение трех лет с даты исключения из реестра.

Поэтому, если при наличии указанных критериев намерение вести предпринимательскую деятельность сохранилось, рекомендуем обратиться в регистрирующий орган.

Проверить статус индивидуального предпринимателя можно на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) с помощью электронных сервисов «Риски бизнеса/Прозрачный бизнес» и «Сведения из реестров/Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде».

Уполномоченный предложила изменить расчёт патента для торговли и общепита

19 апреля 2021

Бизнес-омбудсмен Елена Гнётова на Совете по малому и среднему предпринимательству при Правительстве Республики Карелия внесла предложение по изменению принципа расчёта налога по патентной системе налогообложения для торговли и общественного питания.

15 апреля состоялся Совет по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия при Правительстве Республики Карелия, который прошёл под руководством Главы Республики Карелия А. Парфенчикова.

Уполномоченный Елена Гнётова в своём выступлении отметила, что 2020 год явился сложным периодом для субъектов бизнеса не только из-за приостановления и ограничения деятельности в связи с пандемией, но также в связи с утратой очень популярного налога - единого налога на вменённый доход - ЕНВД. В 2021 году предприниматели перешли на иные системы налогообложения, многие выбрали патентную систему, как удобный и простой налог. В то же время, предприниматели отмечают, что система расчёта налога для розничной торговли и общественного питания ведёт к неравенству: маленькие предприятия оплачивают налог наравне с большими, так как расчёт налога производится не от занимаемой площади, как было на ЕНВД, а на каждый обособленный объект:


«Индивидуальные предприниматели Республики Карелия считают, что такой подход расчёта патента ведёт к неравенству. Предприниматели, предоставляющие   услуги в маленьких кафе или мини- магазинах, вынуждены уплачивать   ПСН, равный по размеру для тех субъектов малого и среднего предпринимательства, которые работают на большей площади и, соответственно, получают большую выручку».


Елена Гнётова предложила внести изменения в Закон Республики Карелия № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» в части установления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем сферы розничной торговли, сферы общественного питания годового дохода:

- в расчете на один квадратный метр площади стационарной (нестационарной) торговой сети (пункты 46, 47, 48 Приложения N 1 к Закону Республики Карелия № 384-ЗРК);

- в расчете на один квадратный метр зала обслуживания посетителей объекта организации общественного питания (пункты 49, 50 Приложения 1 к Закону Республики Карелия № 384-ЗРК).

При содействии Бизнес-омбудсмена предпринимателю выдали патент

30 марта 2021

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия помогла индивидуальному предпринимателю из города Кондопога получить патент на осуществление торговой деятельности.

Как пояснила Елена Гнётова, с жалобой на действия налоговой инспекции к бизнес-омбудсмену обратился индивидуальный предприниматель из Кондопожского района. Предприниматель рассказал, что в конце 2020 года направил заявление в налоговую инспекцию о переходе на патентную систему налогообложения в связи с прекращением действия единого налога на вменённый налог. Предпринимателю был выдан документ, удостоверяющий право на применение патентной системы налогообложения в отношении розничной торговли. Но в начале 2021 года индивидуальный предпринимателя сменил адрес осуществления торговой деятельности и повторно обратился в налоговую инспекцию о выдаче нового патента или корректировке адреса. Должностное лицо налоговой инспекции отказало во внесении нового адреса в патент и предложило предпринимателю перейти на упрощенную систему налогообложения.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнетова, изучив обстоятельства дела, законодательство по вопросу жалобы, обратилась в Управление федеральной налоговой службы по Республике Карелия, указав, что предприниматель может рассчитывать на корректировку сведений в полученном патенте, так как не менял вид деятельности и территорию действия патента.

УФНС Карелии провело проверку по данному факту. Установив, что новый объект торговли расположен на той же территории действия патента, показатели для определения размера потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода не изменились, ведомство обязало инспекцию выдать патент налогоплательщику.

Налоговая инспекция сформировала уточненный патент. Права индивидуального предпринимателя восстановлены.

Исключение индивидуального предпринимателя из ЕГРИП

10 марта 2021

Вопрос к бизнес-омбудсмену

ВОПРОС:

ИП исключили из Единого государственного реестра Индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Налоговая служба исключила ИП без его заявления. Правомерно ли это?

ОТВЕТ:

Изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в соответствии с которыми ФНС России имеет право исключать из ЕГРИП индивидуальных предпринимателей, фактически прекративших свою деятельность, вступили в силу с 1 сентября 2020 года.

Запись об исключении ИП из ЕГРИП направлена, в том числе, и на прекращение денежных обязательств, связанных с наличием статуса индивидуального предпринимателя, например, уплату страховых взносов. Эти суммы часто становятся непосильным долгом для граждан, фактически не получавшим дохода от предпринимательской деятельности. Прекращаются обязанности и по сдаче любых видов отчетности. Тем самым предотвращается формирование новых долгов у прекративших деятельность предпринимателей и минимизируются их издержки, связанные с прекращением предпринимательской деятельности.

В то же время, исключение индивидуальных предпринимателей из ЕГРИП не означает, что в дальнейшем физическое лицо освобождается от необходимости уплаты долгов по налогам и сборам, которые возникли в результате ведения предпринимательской деятельности.

Физическим лицам, исключенным из ЕГРИП по решению регистрирующего органа и желающим снова стать ИП, необходимо иметь в виду, что они смогут вновь зарегистрироваться в этом качестве только по истечении трех лет с даты исключения из реестра.

Основания, дающие право не уплачивать фиксированные взносы

10 марта 2021

Вопрос к бизнес- омбудсмену

ВОПРОС:

Я зарегистрировался в качестве ИП. Применяю УСНО-ДОХОД.

В каких случаях я не буду платить за себя фиксированные взносы, которые не зависят от суммы выручки?

ОТВЕТ:

Перечень оснований, дающих право не уплачивать фиксированные взносы, указаны в статье 430 НК РФ.

— прохождение военной службы;

— уход за ребенком до полутора лет;

— уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом старше 80 лет;

— проживание с супругом военнослужащим-контрактником в местности, где нет возможности вести деятельность;

— проживание с супругом-дипломатическим работником за границей РФ.

Само по себе наступление одного из оснований не означает автоматическое прекращение начисления взносов. Индивидуальный предприниматель должен документально доказать, что бизнесом он не занимается и налоговую декларацию все равно придется сдавать.

Поэтому если у вас просто временно нет деятельности, то либо закройте статус ИП, либо перейдите на самозанятость. Это позволит вам, оставаясь в статусе ИП, платить налоги и взносы только с поступившей выручки. Выбирать вариант надо, опираясь на виды деятельности, период остановам деятельности, размер ожидаемой выручки после возобновления деятельности и локацию.

По материалам письма ФНС от 26.04.17 № БС-4-11/7990

Организации малого бизнеса освобождены от обязательного аудита

22 января 2021

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Елена Гнётова сообщила, что в соответствии с изменениями закона «Об аудиторской деятельности» скорректирован перечень лиц, подлежащих обязательному аудиту:

В настоящее время обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении следующих организаций:



ценные бумаги, которых допущены к организованным торгам;



являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг,



бюро кредитных историй;



имеющих организационно-правовую форму фонда (за некоторыми исключениями),



в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн рублей.



организации, которые соответствуют хотя бы одному из следующих условий: доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, по данным налогового учета, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн руб.; сумма активов баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн руб.



Таким образом, субъекты малого предпринимательства освобождены от проведения аудита.

Документ:

Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 476-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012290117?index=0&rangeSize=1

Минфин России дал ответ на вопросы предпринимателей о патентной системе налогообложения

15 января 2021

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение с вопросами предпринимателей о применении патентной системы налогообложения и направило ответ.

Как пояснила бизнес-омбудсмен Республике Карелия Елена Гнетова, вопросы поступали к Уполномоченным в декабре 2020 года и касались разных аспектов применения патента.

В частности, предпринимателей Карелии интересовало, могут ли плательщики ЕНВД перенести расходы на уплату страховых взносов за 2020 год на период 2021 года при переходе на ПСН, нужно ли применять онлайн-кассы индивидуальным предпринимателям, которые ранее осуществляли расчеты без применения контрольно-кассовой техники, можно ли применять ПСН в случае осуществления деятельности по международным автоперевозкам грузов?

Разъяснения Минфина России по применению патентной системы налогообложения:

Налогоплательщики ЕНВД могут уведомить налоговый орган о переходе на УСН не позднее 1 февраля 2021 года.

15 января 2021

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелии напоминает   налогоплательщикам ЕНВД, с начала года перешедшим на упрощённую систему налогообложения, что срок уведомления налоговой службы истекает 1 февраля текущего года.

 

Бизнес-омбудсмен Елена Гнётова информирует, что организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД) в связи с отменой данного специального налогового режима с 01.01.2021 года, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД. В таком случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД.

 

Пунктом 2 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

 

Таким образом, налогоплательщики ЕНВД, при соблюдении условий, предусмотренных главой 26.2 Кодекса, вправе перейти на УСН с 01.01.2021 года, уведомив налоговый орган не позднее 01.02.2021 года.

Нужно ли применять онлайн-кассы индивидуальным предпринимателям, которые перешли с 1 января 2021 года с ЕНВД на ПСН?

15 января 2021

ВОПРОС

Нужно ли применять онлайн-кассы индивидуальным предпринимателям, которые перешли с 1 января 2021 года с системы налогообложения в виде Единого налога на вмененный доход (ЕНВД) на патентную систему налогообложения (ПСН)?

 

ОТВЕТ

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 01.07.2021 года.

Вместе с тем, обращаем внимание, что статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» определены отдельные категории индивидуальных предпринимателей, в том числе применяющих патентную систему налогообложения, которые вправе осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники.

О переносе расходов плательщиками ЕНВД

15 января 2021

ВОПРОС

Могут ли бывшие плательщики ЕНВД перенести расходы на уплату страховых взносов за 2020 год на периоды 2021 года после перехода на ПСН?

 

ОТВЕТ

Уменьшение суммы налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН в 2021 году на суммы страховых взносов, начисленных за 2020 год при применении индивидуальными предпринимателями системы налогообложения в виде ЕНВД, не предусмотрено.

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 23.11.2020 N 373-ФЗ страховые платежи (взносы) и пособия, указанные в пункте 2 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), уплаченные (в пределах исчисленных сумм) после 31 декабря 2020 года организациями и индивидуальными предпринимателями в пользу работников, занятых в сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивался ЕНВД для отдельных видов деятельности, а также индивидуальными предпринимателями в соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ, уменьшают сумму налога, исчисленную за последний налоговый период применения данного режима налогообложения.

Где приобретать патент предпринимателю, осуществляющему межрегиональные грузовые перевозки?

15 января 2021

ВОПРОС

Где приобретать патент предпринимателю, осуществляющему межрегиональные грузовые перевозки?

 

ОТВЕТ


Индивидуальный предприниматель (ИП) получает патент на грузовые перевозки по месту постановки на учет в налоговом органе по месту жительства.

Если ИП планирует осуществлять деятельность в субъекте РФ, в котором не проживает, он может получить патент в любом территориальном органе субъекта РФ, где будет осуществлять деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Вместе с тем, ИП при осуществлении такой деятельности не ограничен территорией субъекта, в котором он получил патент. В рамках полученного патента он может осуществлять перевозки грузов в другие регионы. Договор на перевозку должен быть заключен в субъекте РФ по месту получения патента. В этом случае получение патента в других регионах не требуется.

Пониженные ставки налога, взимаемого в связи с применением УСН, для отдельных категорий налогоплательщиков

12 января 2021

Вопрос: Законами Республики Карелия от 21.04.20 № 2473-ЗРК и от 26.05.20 № 2476-ЗРК установлена сниженная ставка налога УСН "Доходы минус расходы" - 5%, для отдельных видов деятельности, в т.ч. туризма. Носит ли эта мера поддержки заявительный характер, или налогоплательщик автоматически может рассчитывать налог по уменьшенной ставке?

Ответ: Законом Республики Карелия от 30.12.1999 №384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» (в редакции Закона РК от 24.12.2020 №2530-ЗРК, далее – Закон №384-ЗРК) с 01.01.2021 установлены пониженные ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе 5% - для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность туроператоров, туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере внутреннего и въездного туризма, применяющих объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Указанная пониженная ставка применяется при условии, что выручка от указанного вида деятельности составляет более 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), а также при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) при предоставлении услуг в сфере внутреннего и въездного туризма.

Кроме того, статьей 9.5 Закона №384-ЗРК на 2021 год установлена ставка налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 2 процентов, если объектом налогообложения являются доходы, и 7 процентов, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применявших в 2020 году систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Указанная ставка применяется также при соблюдении установленных Законом №384-ЗРК условий.

Порядок исчисления и уплаты налога установлен статьей 346.21 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ, Кодекс).

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.21 НК РФ сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Учитывая вышеизложенное, налогоплательщики при соблюдении установленных законодательством условий вправе применить соответствующую пониженную ставку при исчислении налога.

Приобретение патента на услуги по грузоперевозкам

12 января 2021

Вопрос: В случае приобретения патента на услуги по грузоперевозкам, возможно ли после доставки груза из региона, где приобретен патент в точку доставки, повторно загрузить груз для доставки его в регион, где приобретался патент?

Ответ: Статьей 346.43 НК РФ предусмотрено, что патентная система налогообложения (далее – ПСН) вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2 статьи 346.43 Кодекса.

На основании подпунктов 10 и 11 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса ПСН применяется индивидуальными предпринимателями в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом и по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Согласно разъяснениям ФНС России от 29.12.2020 №КВ-4-3/21782@ и в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 346.45 и пунктом 1 статьи 346.46 Кодекса индивидуальный предприниматель, планирующий осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, в котором проживает, патент получает по месту постановки на учет в налоговом органе по месту жительства. Если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность в субъекте Российской Федерации, в котором не проживает, - он может получить патент в любом территориальном налоговом органе этого субъекта Российской Федерации, в который подаст заявление на получение патента.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, обязаны получить патент в налоговом органе по месту жительства или по месту осуществления предпринимательской деятельности.

Вместе с тем индивидуальный предприниматель при осуществлении такой деятельности не ограничен территорией субъекта, в котором он получил патент, и, соответственно, в рамках полученного патента он может осуществлять перевозки грузов и в другие регионы.

Договор на перевозку должен быть заключен в субъекте Российской Федерации по месту получения патента. В таком случае получение патента в других регионах не требуется.