Уполномоченный Е. Гнётова сообщила, что работа над обращением предпринимателя из города Медвежьегорска по вопросу правомерности выставления платы за содержание общего имущества нежилого помещения в многоквартирном доме, завершена.
И.о. Председателя Госкомитета Карелии по строительному, жилищному и дорожному надзору А.Л. Федоричев сообщил бизнес-омбудсмену, что управляющая компания произвела перерасчет платы за содержание общего имущества и возвратила индивидуальному предпринимателю излишне уплаченные средства за период с 2016 по 2019 год.
В настоящее время расходы за содержание общего имущества многоквартирного дома будет нести законный собственник – Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район».
Права предпринимателя восстановлены.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия информирует, что в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения. В частности, речь идёт о приостановлении до первого июля 2020 года действия отдельных частей статьи 14.5 КоАП РФ.
Как пояснила бизнес-омбудсмен Елена Гнётова, не будут взиматься штрафы за административные нарушения при расчетах в общественном транспорте и при оплате ЖКХ:
«До 1 июля 2020 года ответственность по частям 2-4 и части 6 статьи 14.5 КоАП РФ не применяется при расчетах водителями и кондукторами за проезд в салоне общественного транспорта, а также при расчётах за услуги ЖКХ, включая услуги ресурсоснабжающих организаций. Эти поправки в части ответственности за использование незарегистрированной ККТ и невыдачу кассового чека или бланка строгой отчетности вступили в силу с июля текущего года и были подготовлены на основе предложений института уполномоченных по защите прав предпринимателей».
(Справка:
Федеральный закон от 03.07.2019 № 171-ФЗ приостановил нормы статьи 14.5 КоАП РФ в части установления административной ответственности в отношении пассажирских перевозок в общественном транспорте и сферы ЖКХ за:
неприменение контрольно-кассовой техники;
применение контрольно-кассовой техники, не соответствующей установленным требованиям;
применение ККТ с нарушением порядка регистрации (перерегистрации), порядка и условий ее применения;
ненаправление покупателям кассового чека/ бланк строгой отчетности).
Предпринимателю незаконно выставлялась плата за содержание общего имущества многоквартирного дома в городе Медвежьегорске.
Уполномоченный Е. Гнётова помогла индивидуальному предпринимателю вернуть денежные средства, которые с него незаконно требовала управляющая компания.
К Бизнес-омбудсмену обратился индивидуальный предприниматель из города Медвежьегорска, который был не согласен с тем, что с него, как с арендатора помещения, взимали плату за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Как установил Уполномоченный по защите прав предпринимателей Карелии, предприниматель заключил договор аренды нежилого помещения в многоквартирном доме с собственником – Администрацией Медвежьегорского муниципального района.
Несмотря на то, что в силу статьи 39 Жилищного Кодекса Российской Федерации бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несет собственник, управляющая компания возложила эти расходы на арендатора – индивидуального предпринимателя.
После вмешательства Уполномоченного Елены Гнётовой, управляющей компанией будет произведён перерасчет платы. Излишне уплаченные предпринимателем средства за содержание общества имущества многоквартирного дома будут возвращены арендатору.
Права предпринимателя восстановлены
К Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Карелия обратилась управляющая компания города Петрозаводска с жалобой на действия теплоснабжающей организации по начислению платы за коммунальные ресурсы не по показаниям общедомовых приборов учёта, а расчётным путем, что превысило фактическое потребление тепловой энергии в три раза. Предприниматель обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Карелия об обязании теплоснабжающей организации произвести перерасчет.
В соответствии с представленной информацией и документами, Е. Гнётова установила, что управляющей компаний были соблюдены требования коммерческого учёта тепловой энергии, установленные Постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1034. Приборы учета были проверены и введены в эксплуатацию в установленном порядке, все документы были предоставлены.
Доводы теплоснабжающей организации о неисполнении управляющей компанией требований ввода приборов учета в эксплуатацию, не были приняты судом.
Позиция Уполномоченного была поддержана Арбитражным судом Республики Карелия, который решением от 05 декабря 2018 г. обязал теплоснабжающую организацию произвести перерасчет платы за тепловую энергию за спорный период, исключив из счета сумму более 450 000 рублей. 20 февраля 2019 года суд апелляционной инстанции оставил решение Арбитражного суда без изменения, а жалобу теплоснабжающей организации – без удовлетворения.
Права предпринимателя восстановлены (Дело А26-3500/2018).
На круглом столе, организованном 22 марта 2019 года Государственной инспекцией по жилищному контролю Республики Карелия, обсуждались новые требования к управляющим компаниям.
Госжилинспекция представила изменения в Правилах осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, касающиеся взаимодействия управляющей организации с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах (МКД).
Начальник Управления нормативно-контрольной деятельности и лицензирования Елена Акатьева проинформировала участников встречи, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2018 г. № 331 с 1 марта 2019 года управляющие компании должны открывать дополнительные офисы в пешей доступности от многоквартирного дома. При этом под пешей доступностью понимается расстояние не более 3 километров, преодолеваемых пешком. Представительство Управляющей компании предназначено для приема собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах; предоставления оперативных ответов на поступающие вопросы;
оказания любой другой помощи собственнику или пользователю помещения в МКД по возникающим вопросам, связанным с управлением домом.
Представители контрольно- надзорного органа сообщили, что неисполнение данного положения управляющей организацией будет рассматриваться как нарушение лицензионных требований, что в свою очередь приведёт к штрафам, а впоследствии к изъятию дома из управления.
Уполномоченный Елена Гнётова рассказала, что для управляющих компаний такая норма о «пешей доступности офиса» стала неожиданной:
«Предприниматели высказывали мнение, что открытие таких офисов может привести к увеличению затрат компаний, которые соответственно лягут на собственников МКД. Некоторые управляющие компании отметили, что организуют управление домами в нескольких населённых пунктах, значительно удалённых друг от друга, жильцов в каждом доме немного, услуга постоянных офисов не будет востребована, а реализация такой обязанности весьма затруднительна».
Участники встречи обсудили предложения организовать представительства управляющих компании в помещениях многофункциональных центров оказания госуслуг (МФЦ) или офисах Почты России, для чего необходимо получит согласие этих организаций и заключить с ними соответствующие договоры.
Также на круглом столе обсуждались новые правила работы аварийно-диспетчерских служб (АДС) управляющих компаний и ТСЖ с 1 марта 2019 года.
Было отмечено, что в обязанности таких служб входит круглосуточный приём заявок собственников и пользователей помещений в МКД. По новым правилам диспетчер должен ответить на телефонный звонок в течение не более 5 минут, зарегистрировать сообщение, рассмотреть заявку в течение 10 минут после её поступления. При регистрации заявки или не позднее, чем через полчаса диспетчер АДС должен сообщить собственнику о сроках исполнения заявки. Появились новые требования и к качеству выполнения работ по заявкам.
Уполномоченный Елена Гнётова считает, что новые обязанности, вменяемые управляющим компаниям, приведут к значительным изменениям в этой сфере бизнеса. Субъекты малого бизнеса, имеющие в управление дома в населённых пунктах с малой численностью населения или удалённых друг от друга, не смогут исполнить требования в полном объёме из- за нехватки ресурсов. Очевидно, что такие управляющие компании будут вынуждены или уходить с рынка или объединять ресурсы с коллегами.