Статьи

Росреестр информирует об услугах оформления недвижимости.

15 марта 2018

Кадастровая палата по Республике Карелия напоминает жителям Республики Карелия о возможности оформления права на недвижимое имущество, расположенное в других регионах России, не выезжая за пределы Республики.
В настоящее время в Республике Карелия прием документов на государственную регистрацию прав и кадастровый учет по объектам, расположенным не в Карелии, а в других регионах Российской Федерации (по экстерриториальному принципу), организован по следующим адресам:

г. Петрозаводск, пр. Первомайский, д. 33
г. Сегежа, ул. Советская, д. 18 а

Данная услуга Росреестра востребована заявителями. За 2017 год в Республике Карелия принято 690 заявлений в отношении объектов недвижимости, расположенных в различных регионах Российской Федерации.
Обращаем Ваше внимание, что документы принимаются специалистами филиала ФГБУ «ФКП Ростреестр» по Республике Карелия только по предварительной записи. Предварительная запись осуществляется посредством официального сайта Росреестра rosreestr.ru и по телефону (8 814 2) 71 73 47 (доб.1)
Сроки проведения государственной регистрации прав и кадастрового учета остаются неизменными, независимо от места нахождения объекта недвижимости.

Росреестр информирует об электронных услугах.

15 марта 2018

Электронные государственные услуги Росреестра позволяют оперативно и удобно получать информацию об объектах недвижимости. В настоящее время все больше заявителей обращается за услугами Росреестра в электронном виде.
Чтобы получить информацию об объектах недвижимого имущества – будь-то дом, квартира или земельный участок, достаточно посетить портал Росреестра (www.rosreestr.ru), зайти в раздел «Электронные услуги и сервисы» и выбрать необходимую Вам услугу.
Все электронные услуги представлены на главной странице сайта Росреестра, что облегчает поиск интересующей информации. На сайте даны пошаговые инструкции для заполнения формы запроса. Для заполнения электронной формы запроса регистрация на сайте не требуется.
Получение услуг Росреестра в электронном виде имеет множество преимуществ, в т.ч.:

Исключение очередей;
Возможность получения услуг в любое удобное время;
Снижение стоимости услуг в электронном виде;
Исключение необходимости посещения банка.

Снятие с учета земельных участков

26 февраля 2018

1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с которым земельные участки, поставленные на кадастровый учет до 1 марта 2008 года, и права на которые не зарегистрированы в реестре недвижимости, могут быть сняты с кадастрового учета в трех случаях.

Во-первых, когда сведения об участке содержатся в реестре недвижимости, но права на него не зарегистрированы. В таких случаях Кадастровая палата направляет в органы власти, в ведении которых находится участок, запрос о наличии правоустанавливающих документов и оснований для разграничения прав собственности. Если в течение 3 месяцев не поступает ответ или в ответ приходит уведомление об отсутствии оснований для разграничения прав, такой земельный участок снимается с учета.

Во-вторых, когда сведения об участке содержатся в реестре недвижимости, права на него не зарегистрированы, но на участке расположен объект недвижимости. Тогда Кадастровой палатой направляется уведомление о необходимости регистрации права на земельный участок владельцу объекта недвижимости, расположенного на данном участке. Если через полгода в орган регистрации прав не поступает соответствующее заявление, то земельный участок снимается с учета.

И последний случай — когда земельный участок, права на который не зарегистрированы, образовался из другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН. В данном случае направляется уведомление о необходимости регистрации права на земельный участок владельцу исходного участка. Если в течение 6 месяцев на земельный участок, который образовался из другого земельного участка, не поступает заявление на регистрацию, Кадастровая палата снимает образованный участок с учета.

Филиал Кадастровой палаты рекомендует не ждать, пока придут подобные уведомления, и самим обратиться в орган регистрации прав с заявлениями о регистрации прав на земельный участок заранее, учитывая, что для подготовки документов может понадобиться дополнительное время.

В соответствии с законодательством, права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию владельцев земельных участков.

Чтобы не допустить ошибочного снятия с учета земельных участков рекомендуется внести сведения о наличии своих прав в Единый государственный реестр недвижимости. Для этого необходимо обратиться в МФЦ с заявлением о регистрации прав и документом, подтверждающим право на земельный участок. Такими документами могут быть: свидетельство о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, государственный акт, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, свидетельство на право собственности на землю.

Удостоверяющий центр Кадастровой палаты

26 февраля 2018

Если вы владелец недвижимости, или ваша профессиональная деятельность связана с оформлением собственности, получением всевозможных сведений из государственных баз данных и реестров, советуем вам получить электронную подпись. Электронная подпись — цифровой аналог обычной подписи. Она позволяет обращаться за государственными услугами, не выходя из дома или офиса, и подписывать документы в электронном виде. Цифровая подпись дает возможность подавать документы самостоятельно, избежав необходимости общаться как с посредниками, так и с чиновниками. Заверенный электронной подписью документ имеет такую же юридическую силу, как и бумажный, но позволяет заметно сократить время на запрос и получение услуг.

В Росреестре электронная подпись позволяет в онлайн-режиме поставить объект недвижимости на кадастровый учет и зарегистрировать права собственности, а также получать сведения из ЕГРН. Имея электронную подпись, можно в личном кабинете на сайте Росреестра подать заявление о невозможности совершения сделок с вашей недвижимостью без вашего личного участия.

Для юридических лиц и предпринимателей электронная подпись открывает доступ к электронным торгам, позволяет заключать контракты и вести электронный документооборот. Чтобы получить электронную подпись, необходимо зарегистрироваться и оформить заявку на сайте удостоверяющего центра. Перечень таких центров и информацию о них вы можете узнать на сайте Росреестра.

Электронную подпись в том числе можно заказать в удостоверяющем центре Федеральной кадастровой палаты Росреестра. Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте uc.kadastr.ru. Следующий шаг — вам нужно оплатить услугу и удостоверить вашу личность. Для последнего требуются следующие документы: Физическим лицам — Паспорт, СНИЛС, ИНН. Юридическим лицам — учредительные документы и свидетельство о постановке на учет.

В тот же день, когда вы удостоверите свою личность, вы сможете получить сертификат ключа проверки электронной подписи. Удостоверить личность можно в офисах Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия в г.Петрозаводск, г.Сегежа, г.Медвежьегорск. Адреса и режим работы офисов можно узнать на сайте удостоверяющего центра uc.kadastr.ru.

Теперь чтобы подписывать электронные документы, вам останется только установить программное обеспечение. Инструкции по их установке и использованию есть на сайтах разработчика программного обеспечения и Росреестра.

Как работает это программное обеспечение: каждый раз, когда вам нужно подписать документ, оно формирует уникальный файл открепленной электронной подписи, а вы получаете электронный документ и файл-подпись в формате sig, который соответствует именно этому документу.

Теперь у вас есть электронная подпись. Поздравляем!

С 1 октября меняется порядок начисления пени для юридических лиц

25 сентября 2017

Бизнес-омбудсмен Карелии информирует:

С 1 октября 2017 года пени будут начисляться  на неуплаченную сумму налога по каждому сроку.

При этом процентная ставка для расчета пени принимается равной:



одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России на сумму задолженности, сложившейся на 01.10.2017, с учетом операций по ее погашению, поступивших в последующие периоды;



одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России на сумму недоимки, возникшей после 01.10.2017, за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней включительно;



одной сто пятидесятой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России на сумму недоимки, возникшей после 01.10.2017, за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней.

Росреестр разделил земельные участки на категории риска.

14 сентября 2017

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,
являющимся правообладателями земельных участков важно знать,
что отнесение земельных участков к категориям риска
повлияет на периодичность проведения проверок.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.08.2017 г. №943 введен риск-ориентированный подход при осуществлении Росреестром и его территориальными органами плановых мероприятий по государственному земельному надзору в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В случае формирования плана проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Росреестр и его территориальные органы будут учитывать категории риска, к которым отнесены земельные участки.

Категории риска. Периодичность проверок.

Всего предусмотрено 3 категории риска: средний, умеренный и низкий.

Категория среднего риска (проверки - один раз в 3 года).

Относятся:


земельные участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, и примыкающие к ним земельные участки;

земельные участки, предназначенные для гаражного и (или) жилищного строительства.


Категория умеренного риска (проверки - один раз в 5 лет).

Относятся земельные участки:


граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель запаса;

относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;

относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;

относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов.


Категории низкого риска (плановые проверки не проводятся).

Относятся:

Все земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска.

Срок проведения плановых проверок использования юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, не должен превышать 17 рабочих дней.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся правообладателями земельных участков важно знать, что отнесение земельных участков к категориям риска и изменение присвоенных земельным участкам категорий риска осуществляются решениями должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, одновременно по должности являющихся главными государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране земель и их заместителями. При отсутствии такого решения об отнесении земельного участка к определенной категории риска такой земельный участок считается отнесенным к категории низкого риска.

При этом любое заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в Управление с целью получения информации о своем земельном участке на предмет отнесения его к той или иной категории риска. Такие сведения направляются юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса. 

Электронная переписка в качестве доказательства в суде.

17 мая 2017

Чтобы суд рассмотрел обмен письмами по электронной почте как подтверждение позиции стороны спора, нужно  на стадии подписания договора закрепить, что результаты обмена служат доказательством. 

Кроме того, из обмена письмами должно быть ясно, кто именно отправил сообщение и кому (п. 65 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.15 № 25). Это позволит суду опереться на материалы переписки.

В условиях договора  об электронной переписке нужно указать адреса, письма с которых считаются официальными и будут фигурировать в качестве доказательства.

Если этого не сделать, контрагент может написать с постороннего адреса. Письмо не заметят, или оно окажется в папке со спамом.

Суд может не принять во внимание обмен письмами по электронной почте. В договоре может присутствовать условие, что изменения к соглашению нужно принимать письменно и заверять у обеих сторон. Если при таких обстоятельствах компания попытается сослаться на данные электронной переписки, суд может не принять такое доказательство. С формальной точки зрения, обмен электронными сообщениями – это не письменное подтверждение изменений с надлежащими подписями.

Доказательства из электронной переписки могут не сработать.  Стороны не закрепили в договоре, что по электронной почте можно направить претензию. Если впоследствии компания заявит претензию таким образом, а не отправит документ обычной почтой, суд может вернуть иск. Суд укажет, что договор не предусматривает направление претензии с помощью электронной переписки, и посчитает, что компания нарушила претензионный порядок (определения АС Московской области от 10.01.17 по делу № А41-80545/2016, АС Тверской области от 04.10.16 по делу № А66-11076/2016). Чтобы избежать такого развития событий, в договоре следует указать о возможности направления претензии электронным сообщением.

Чтобы избежать неопределенности, включите условие о переписке в договор.

Источник:   "Юрист компании"
http://m.lawyercom.ru/article/21548-qqe-17-m5-10-05-2017-elektronnaya-perepiska-v-sude?ustp=F&IdSL=1907535036&IdBatch=3169825&utm_medium=letter&utm_source=letternews&utm_campaign=letternews_2017.05.13_uk_digest_w19_readers_78612

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Торговля на ярмарках с кассовым аппаратом.

17 мая 2017

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия информирует, что Правительством Российской Федерации   утверждён перечень товаров   при торговле которыми на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах должна применяться   контрольно - кассовая  техника.

Перечень включает в себя 17 позиций.  Теперь при   торговле одеждой, кожаными изделиями, спортивными товарами, мебелью,   компьютерным оборудованием, лекарственными средствами, медицинскими изделиями  и  другими товарами  предприниматели должны будут вести расчёты с покупателями с применением контрольно-кассовой техники.

Памятка: проверки субъектов предпринимательской деятельности

20 января 2017

Бизнес-омбудсмен предлагает ознакомиться с планом проверок субъектов предпринимательства на 2020 год

О возможности привлечения Бизнес-омбудсмена Республики Карелия к участию в выездных проверках

Разъяснения Бизнес-омбудсмена о проведении плановых проверок МЧС.

Бизнес-омбудсмен информирует: Расширен перечень документов, которые не нужно предоставлять при проверках.

Презентация Уполномоченного по контрольно-надзорной деятельности

ЗАЯВЛЕНИЕ о согласии на участие Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Карелия в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) (или муниципального контроля)

Елена Гнётова вошла в состав рабочей группы по «регуляторной гильотине» Правительства РФ

Бизнес-Омбудсмен разъясняет порядок проведения проверок

Бизнес-омбудсмен сообщает о возможности обжаловать решения контролёров через сайт госуслуг

Бизнес-омбудсмен Карелии предлагает сообщать о проведении проверок предпринимателей в период моратория

МАЛЫЙ БИЗНЕС НЕ БУДУТ ПРОВЕРЯТЬ В ПЛАНОВОМ ПОРЯДКЕ ВЕСЬ СЛЕДУЮЩИЙ ГОД

Бизнес-омбудсмен отметила значительное снижение числа проверок в лицензионном контроле, строительном, жилищном и дорожном надзоре

Новый Закон о госконтроле повлечет колоссальные изменения в организации надзора и контроля

Азбука предпринимателя: как защитить свои права при проверках

Бизнес-омбудсмен предлагает ознакомиться с "Азбукой предпринимателя", в которой подробно рассказано о видах проверочных мероприятий, применении риск-ориентированного подхода при контроле(надзоре), основных способах защиты от неправомерных проверок, процессуальных действиях контрольно-надзорных органов, а также случаях, в которых результаты проверок могут быть признаны недействительными.

Скачать Азбуку предпринимателя можно ссылке.

Бизнес-омбудсмен Карелии информирует об опубликовании плана проверок Предпринимателей на 2019 год

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Е. Гнётова предлагает предпринимателям республики ознакомиться со сводным планом проверок на 2019 год, опубликованным Генеральной Прокуратурой Российской Федерации на сайте ведомства. Ознакомиться с планом можно здесь. (http://plan.genproc.gov.ru/plan2019/).

Для получения информации о проверяемом лице, необходимо в представленную на сайте электронную форму ввести ИНН организации. В результате можно будет узнать месяц и срок проверки, наименование органа, который ее проведет, а также цель контрольных мероприятий.

Также Уполномоченный напоминает, что с 1 января 2019 по 31 декабря 2020 года установлен запрет (мораторий) на проведение плановых проверок в отношении предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Мораторий был продлён в конце декабря 2018 года (ст. 1 ФЗ от 25 декабря 2018 г. № 480-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").


Е. Гнётова:
"Если субъект предпринимательства имеет критерии, дающие право на «надзорные каникулы», но в план проверок его включили, предприниматель может подать заявление об исключении проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок. Заявление подаётся в тот орган контроля, который запланировал проверку"


Предприниматели также могут обратиться с жалобой к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Карелия по электронному адресу: ombudsmaniz@gov.karelia.ru

Форма жалобы размещена на сайте Уполномоченного.

Реформа контрольно-надзорной деятельности будет проведена в отношении 46 видов государственного контроля (надзора).

Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден перечень видов такого контроля, относящихся к ведению МЧС России, МВД России, ФАС России, ФТС России, ФНС России, Россельхознадзора, Росздравнадзора, Росприроднадзора, Ространснадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и Роструда. Перечень будет актуализирован для реализации мероприятий приоритетной программы на последующие годы.

В перечень включены, в частности, следующие виды федерального государственного контроля (надзора):


пожарный надзор;

надзор в области безопасности дорожного движения;

контроль (надзор) в сфере миграции.

контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов);

контроль в сфере госзакупок;

надзор – таможенный контроль;

налоговый контроль;

контроль (надзор) в сфере транспортной безопасности;

контроль (надзор) за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники;

строительный надзор;

надзор за соблюдением трудового законодательства.


Среди целей приоритетной программа “Реформа контрольной и надзорной деятельности”:


снижение административной нагрузки на организации и граждан не менее чем на 50 процентов к концу 2025 года;

рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций в 2 раза к концу 2025 года.


“Перечень видов государственного контроля (надзора), в отношении которых будут реализованы мероприятия приоритетной программы “Реформа контрольно-надзорной деятельности” (утв. Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам)

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/52396.html






Проблемы правоприменения

Рекомендации бизнесу





Осуществление надзора (проведение проверок) под видом административного расследования, что позволяет не соблюдать ограничения Федерального закона № 294-ФЗ и практически проводить ничем не ограниченные проверки


1. Возбуждение дела об административном правонарушении без проведения предварительной проверки в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ на сегодняшний день допускается законодательством Российской Федерации. Однако, контрольный орган должен иметь данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Такие данные должны касаться конкретных фактов и обстоятельств совершения административного правонарушения, у органа должна иметься предварительная информация о месте и времени совершения и событии административного правонарушения.

2. Если контрольный орган возбудил в отношении субъекта предпринимательской деятельности дело об административном правонарушении без проведения проверки в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ и при отсутствии у него информации об обстоятельствах правонарушения, то предприниматель может обжаловать данное решение прокурору в соответствии со ст.24.6 КоАП РФ.





Широкое усмотрение при применении оснований для проведения внеплановых проверок;

Проведение проверок на основании фиктивных обращений граждан и организаций



В настоящее время закон не обязываетконтрольный орган знакомить проверяемых ими лиц с текстом жалоб, послуживших основанием для проведения внеплановой проверки; разглашать сведения о персональных данных заявителя. Предпринимателю сложно проверить обоснованность проведения внеплановой проверки в отношении него.

Однако, согласно ч.3 ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ, обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в контрольный орган, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах причинения вреда охраняемым ценностям или возникновения угрозы причинения вреда охраняемым ценностям, или сведения о нарушении прав потребителей, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Если поводом для проверки послужило сфабрикованное обращение, содержащее вымышленные данные, подписано чужим именем, возможно обжаловать проведение такой проверки в органы прокуратуры или привлечь к проведению проверки Уполномоченного по защите прав предпринимателей.





Дискреционные полномочия и широта усмотрения при привлечении к административной ответственности и наложении жестких административных санкций, несоразмерных характеру выявленных нарушений и размеру причиненного ущерба



Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

- вышестоящему должностному лиц (если постановление вынесено административным органом);

- прокурору (если постановление вынесено административным органом);

- в суд (вышестоящий суд).

В КоАП РФ были внесены положения, направленные по смягчению административной ответственности (ст.ст.4.1 и 4.1.1 КоАП РФ):

Во-первых, административный штраф может быть назначен в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей особенной части КоАП РФ при одновременном соблюдении следующих условий:



минимальный размер административного штрафа, предусмотренный статье КоАП РФ для юридических лиц, должен составлять не менее ста тысяч рублей;



должны иметься обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности, указывающие на необходимость смягчение наказания (например, признание вины, добровольное устранение последствий совершенного правонарушения, или изначальное отсутствие какого-либо вреда в связи с совершенным правонарушением, принадлежность компании к субъектам малого и среднего предпринимательства и т.д.);



Размер назначаемого административного штрафа при наличии таких обстоятельств не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей КоАП.

Во-вторых, субъектами малого и среднего предпринимательства, а также их работникам, за впервые совершенное административное правонарушение административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение (за исключением отдельных значимых правонарушений) при условии, если административное правонарушение совершено впервые, и не причинен вред (не возникла угроза причинения вреда) охраняемым ценностям жизни, а также отсутствует имущественный ущерб.

Для применения указанных инструментов смягчения административного наказания, если в отношении предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении, можно заявлять соответствующие ходатайства и подавать их лицам, в производстве которых находится дело.





Непрозрачность содержания проверяемых обязательных требований и избирательное правоприменение



Контрольные органы должны вести перечни правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов и размещать их на сайтах (ст.8.2 Федерального закона № 294-ФЗ).

Если в отношении предпринимателя проведена проверка, и вменено в вину нарушение требований нормативного акта (документа), не включенного в такие перечни, необходимо подать жалобу в орган прокуратуры или вышестоящему должностному лицу.





Проведение значительного количества проверок по поручению прокурора, что позволяет не соблюдать требования Федерального закона № 294-ФЗ



Проверки в рамках осуществления прокурорского надзора в законодательстве РФ не регламентированы. Прокурор вправе привлечь отраслевой контрольный орган и выйти на проверку субъекта предпринимательства.

По итогам проверки могут быть приняты меры прокурорского реагирования (выдано представление, возбуждено дело об административном правонарушении). Для проведения проверки необходимо поручение прокурора. Если проверку проводит работник прокуратуры, не занимающий должность прокурора (помощник прокурора), необходимо попросить предъявить для просмотра письменное поручение прокурора на проведение им проверки на предприятии.

Разъяснение Верховного суда о некоторых аспектах договорных отношений.

08 декабря 2016

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия информирует предпринимателей, что Верховный суд РФ опубликовал важное постановление, куда вошли разъяснения о том, когда можно отказаться от договора в одностороннем порядке, можно ли за это требовать компенсацию, как избежать передачи товара неуполномоченному лицу. Эти разъяснения могут быть полезны для деятельности предпринимателей.
 

Односторонний отказ или изменение договора

Отказаться от исполнения договора или изменить его в одностороннем порядке стороны вправе, только если этого предусмотрено законом, другим правовым актом или договором. Но не во всех договорах можно предусмотреть такое право.

Верховный суд особо отметил, что это возможно только в предпринимательских отношениях, то есть по договорам между ИП и юрлицами, а также между юрлицами (ИП) и физлицами. Это значит, что хотя бы одна из сторон должна быть компанией или ИП. Исключение предусмотрено только для участников корпоративного договора – в нем можно предусмотреть право на отказ от обязательств для любого из них.

Но даже если право на односторонний отказ или изменение есть в договоре и оно законно, то нельзя им воспользоваться в недобросовестных целях. Иначе суд может признать такой отказ или изменение договора ничтожным. Например, если банк необоснованно и в непропорциональном размере увеличит компании-заемщику процентную ставку в одностороннем порядке, то такое изменение суд посчитает ничтожным и не даст банку взыскать проценты по кредитному договору (в увеличенной части).


Плата за отказ от договора

В договоре, заключенном между компаниями или ИП, можно предусмотреть выплату определенной суммы на случай, если одна из сторон решит отказаться от договора или изменить его условия. Также это возможно в случаях, предусмотренных законом. Но если сумма такой компенсации окажется несоразмерной вызванным неблагоприятным последствиям и при этом будет доказано, что сторона заведомо недобросовестно воспользовалась правом требовать ее уплаты в таком размере, то взыскать плату за отказ (изменение) не получится. Суд может отказать во взыскании этой суммы полностью или частично.

В определенных случаях включать в договор условие о плате за отказ или изменение запрещено. Например, по договору аренды, заключенному на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимости - за три месяца. И требовать компенсацию за такой отказ нельзя (даже если условие об этом будет прописано в договоре аренды).

Также нельзя взимать плату за односторонний отказ от договора (его изменение), если отказ (изменение) произошел из-за неисполнения контрагентом своих обязательств.
 

Принятие товара, работ или услуг

Согласно Гражданскому кодексу при передаче товара сторона вправе потребовать доказательств того, что исполнение принимает управомоченное лицо (иное можно предусмотреть в договоре). Например, при передаче товара представителю покупателя поставщик вправе потребовать у такого представителя доверенность. И если доверенности не окажется, то поставщик вправе не передавать товар до тех пор, пока ему не предоставят доверенность. Просрочки исполнения (то есть передачи товара) в этом случае не будет.

При этом Верховный суд рекомендовал заранее прописать в договоре порядок подтверждения полномочий. Например, можно установить, что при наличии сомнений поставщик вправе обратиться к покупателю с требованием оперативно подтвердить полномочия его представителя в простой письменной форме, в том числе в форме электронного документа.


Исполнение обязательства по частям

По общему правилу кредитор не вправе отказаться от принятия исполнения обязательства в части. Поэтому если предприятие заинтересовано в получении всей суммы сразу, то лучше установить в договоре, что оплата по частям не допускается. Тогда можно будет отказаться от принятия частичной оплаты.


Момент оплаты

Верховный суд разъяснил, что моментом исполнения денежного обязательства является зачисление денег на корреспондентский счет банка, обслуживающего кредитора. Это крайне важно учитывать, особенно если есть риск банкротства банка. Например, компания оплатила товар по безналичному расчету, деньги поступили на корсчет поставщика, но у банка отозвали лицензию и деньги до поставщика так и не дошли. В этом случае поставщик не сможет потребовать с вашей компании деньги, поскольку вы свои обязательства по оплате исполнили. Исключением является ситуация, когда обе стороны обслуживаются в одном банке. В этом случае моментом исполнения денежного обязательства будет считаться зачисление банком денег именно на счет кредитора (поставщика).


Валюта

Если суд признает недействительным условие договора, в котором иностранная валюта является средством платежа, то это не означает, что весь договор является недействительным, если можно предположить, что он был бы заключен и без этого условия. В этом случае если денежное обязательство не было исполнено, валютой платежа считается рубль.

Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 54 от 22.11.2016 г. «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении»

За неполную выплату зарплаты предпринимателям грозят штрафы. Разъяснение трудового законодательства.

08 декабря 2016

С 3 октября 2016 года действует новая редакция статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с частью 6 статьи 5.27 Кодекса невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2016 № 1213 (вступило в силу 1 декабря 2016 года) внесены изменения в пункт 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2012 № 875.

Согласно изменениям, основаниями для проведения внеплановой проверки государственной инспекцией труда являются поступление в инспекцию обращений и заявлений:


граждан,

юридических лиц;


информации:


от органов государственной власти, - органов местного самоуправления,

профсоюзов,

из средств массовой информации


о фактах нарушений работодателями обязательных требований, приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

ПАМЯТКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ по защите своих прав при проверке их деятельности органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля

07 декабря 2016

Уполномоченный по защите прав предпринимателей

в Республике Карелия

ПАМЯТКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

по защите своих прав при проверке их деятельности органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Уважаемые предприниматели!

Данная памятка подготовлена в целях правового просвещения предпринимательского сообщества и содержит информацию обо всех аспектах взаимодействия с контролирующими органами при проведении проверок.

Надеюсь, что пособие поможет вам ориентироваться в действующем законодательстве и защитить свои права в случае неправомерного вмешательства в предпринимательскую деятельность должностных лиц органов государственного и муниципального контроля.

С уважением, Елена Георгиевна Гнётова,

 

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия.

К ВАМ ИДЕТ ПРОВЕРКА: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ?

Зачем проводят проверку?

Любая предпринимательская деятельность подлежит контролю со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Цель  каждой  проверки – выяснить, насколько деятельность предпринимателя соответствует требованиям законодательства.

Основным нормативным правовым актом, определяющим порядок проведения проверок, меры по защите прав и законных интересов предпринимателей, является Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Внимание!

Не все виды государственного контроля (надзора) регулируются Федеральным законом № 294-ФЗ. Исключены следующие виды: контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; налоговый, валютный, таможенный контроль; контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; банковский надзор; страховой надзор; надзор в национальной платежной системе; контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов и др.

Не применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок:



при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;



при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации и др.



 

Это необходимо знать!

Проверки бывают плановыми и внеплановыми. Проверки могут проводиться в форме документарных и (или) выездных проверок. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа контроля, а выездная - по месту нахождения и месту осуществления деятельности предпринимателя.

Плановые проверкипо общему правилу проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года. Исключение:два и более раза в 3 года в плановом порядке проверяется соблюдение лицензионных требований и условий в медицинской, фармацевтической и образовательной деятельности, а также соблюдение требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Готовность теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, а также муниципальных образований к отопительному периоду проверяется ежегодно.

Узнать, включены ли предприниматели в план проверок на текущий год, можнона официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации(genproc.gov.ru), официальном сайте прокуратуры Республики Карелия(prokuratura.karelia.ru), а также наофициальном сайте соответствующего органа контроля (надзора)в сети «Интернет».

 

Помни!

Внеплановая проверка проводится:

1) по истечении срока исполнения предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений (проверка не подлежат согласованию с органами прокуратуры);

2) при поступлениив органы контроля обращенийи заявлений граждан, предпринимателей, информацииот органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:



возникновенияугрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подлежат согласованию с органами прокуратуры);



причинениявреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подлежат согласованию с органами прокуратуры);



нарушенияправ потребителей при условии обращения граждан, права которых нарушены (не подлежат согласованию с органами прокуратуры).



3) при наличии приказа (распоряжения)руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Органы контроля обязаны уведомитьпредпринимателя:



о проведении плановой проверки - не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения(с 01 января 2017 года– не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала);



о проведении внеплановой выездной проверки (кроме внеплановых выездных проверок, согласованных с прокурором, и проверок на предмет соблюдения требований ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») - не менее чем за 24 часа до начала ее проведениялюбым доступным способом.



Важно!Еслиоснованием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.

Общий срок проведения плановых выездных проверокне может превышать:



в отношении субъекта малого предпринимательства- 50 часов в год;



в отношении микропредприятия– 15 часов в год.



Помните!При получении сведений о проведении различными органами государственной власти выездной проверки в отношении Вас, Вы можете сообщить об этом Уполномоченному по защите прав предпринимателей и направить письменное заявление для дальнейшего его участия в данном мероприятии и осуществления мер, направленных на восстановление Ваших прав и законных интересов.

 

К Вам пришли с проверкой

Права предпринимателя

Необходимо знать, что должностные лица органов контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в Ваше отсутствие (или Вашего представителя). 

Исключение: проведение проверки при причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выездная проверканачинается с предъявления проверяющими лицами служебного удостоверения: проверка должна проводиться теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении (приказе) о проведении проверки.

Важно!Перед проверкой должны ознакомить:



с копией распоряжения (приказа) под роспись;



с документом о согласовании ее проведения с органом прокуратуры (если такое согласование требуется).



Предприниматель имеет право ознакомиться с положениями административного регламента органа контроля (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка.

Предприниматель имеет право потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры в случаях, когда требуется согласование.

Обратите внимание на копию распоряжения (приказа) о проведении проверки! В ней должны быть указаныцели, задачи, предмет и срок проведения проверки, даты начала и окончания, правовые основания проведения проверки, а также перечислены все мероприятия по контролю, запланированные контролирующим органом (например, обследование территории, помещений, оборудования, отбор образцов, проведение их исследования), документы, которые необходимо представить в ходе проверки.

Предприниматель вправеполучать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом № 294.

Помни!По окончании проверки проводившее ее должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должно оформить акт по установленной форме. Акт составляется непосредственно после завершения проверкив двух экземплярах, которые имеют равную юридическую силу.

 

Обязанности предпринимателя

Предприниматель при проведении проверки обязан:



предоставить должностным лицам возможность ознакомиться с перечисленными в распоряжении (приказе) документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;



обеспечить доступ на территорию, в используемые здания и помещения, к оборудованию, транспортным средствам, перевозимым грузам и иным объектам, подлежащим проверке;



присутствовать или обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей;



по окончании проверочных мероприятий ознакомиться с их результатами и указать в акте проверки о согласии или несогласии с ними;



представить в течение 15 дней с даты получения акта в орган контроля в письменной форме свои возражения, приложив подтверждающие документы.



При проведении проверки должностные лица контролирующих органовне вправе:



проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям проверяющих;



требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования различных объектов, еслиони не являются объектами (предметом) проверки, а также изымать оригиналы таких документов;



отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов;



осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.



Обрати внимание! Результаты проверки, проведенной с грубым нарушением требований Федерального закона № 294, признаются недействительными!

Знай!Предприниматели и    их    уполномоченные    представители,   допустившие нарушение        Федерального       закона      №     294-ФЗ,        необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся   от   проведения     проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений требований, несут административную ответственность, предусмотренную ст.ст. 19.4.1, 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафов и дисквалификации (прекращение права осуществлять предпринимательскую деятельность).

 

Куда обратиться, если Вы полагаете, что при проверке нарушен закон?

Если Вы полагаете, что при проведении проверки должностные лица органа контроля своими действиями (бездействием) нарушают Ваши права, Вы вправе их обжаловать и обратиться с соответствующим заявлением:



к вышестоящему должностному лицу органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ);



в судв соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (п. 4 ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ);



в суд в административном и (или) судебном порядкев соответствии с законодательством РФ по обжалованию решений, действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекших за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки (ч. 1 ст. 218, глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ);



в органы прокуратурыпо месту нахождения органа контроляв соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1«О прокуратуре Российской Федерации»;



к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Карелия (в соответствии с п. 4 ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ, ч. 2 ст. 6 Закона Республики Карелия от 02 июля 2014 года № 1809-ЗРК«Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Карелия»). Контактная информация:



185005, г. Петрозаводск, наб. Гюллинга, д. 11, офис 1

тел. (8142) 67-20-53

Электронный адрес: karelia_ombudsmen@mail.ru

Памятка для предпринимателей о порядке перехода на  онлайн-кассы.

17 ноября 2016

Нововведения  по расчётам с покупателями вводятся   Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно поправкам юридическим лицам и  индивидуальным предпринимателям необходимо перейти на кассы (ККТ), которые  в онлайн - режиме будут передавать сведения о каждой продаже в ФНС РФ.
 

Требования к ККТ:



Касса должна подключаться к интернету,



Касса должна иметь место для фискального накопителя внутри корпуса,



Касса должна уметь печатать QR-коды и ссылки. 



 

Если предприниматель имеет кассу, на которую  можно поставить фискальный накопитель, и она может подключаться к интернету, то покупать новую не нужно. Достаточно будет ее модернизировать в сервисном центре. 

Новую  кассовую технику можно зарегистрировать в электронном порядке через личный кабинет на сайте ФНС РФ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.




Сроки перехода на онлайн-кассы




Применяемый режим налогообложения


Сроки перехода на онлайн - кассы

Особенности работы с кассами



Общая система налогообложения

1 февраля 2017 года - при регистрации и перерегистрации кассы


До 1 февраля 2017 года можно регистрировать кассы в прежнем порядке.

 

Кассы, зарегистрированные до 1 февраля 2017 года, применяются, перерегистрируются и снимаются с учета в прежнем порядке до 1 июля 2017 года.  

 

Регистрация и перерегистрация касс, которые не обеспечивают передачу электронного кассового чека (бланка строгой отчетности), с 1 февраля 2017 года не допускается.

 

С 15 июля 2016 года до 1 февраля 2017 года можно не применять онлайн-кассы.




УСН

1 февраля 2017 года - при регистрации и перерегистрации кассы



ЕНВД

1 июля 2018 года

До 1 июля 2018 года можно не применять онлайн-кассы, но надо выдавать по требованию покупателя товарный чек, квитанцию или другой документ.



Патентная система



Штрафы за нарушение 



Нарушение

Размер штрафа



Директор

Компания или ИП



Неприменение кассы

От 25 до 50% суммы продажи товара без кассы. Минимальный штраф - 10 000 рублей

От 75 до 100% суммы продажи товара вне кассы. Минимальный штраф  - 30 000 рублей



Повторное неприменение кассы в расчетах или сумма расчетов более 1 млн руб.

Дисквалификация на срок от года до двух лет

Деятельность приостановят до 90 суток



Применение кассы, не отвечающей требованиям Закона № 54-ФЗ, или нарушение правил ее регистрации (сроки, порядок)

Предупреждение или штраф от 1500 до 3000 рублей

Предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей



Покупателю не выдан чек или бланк строгой отчетности

Предупреждение или штраф в размере 2000 рублей

Предупреждение или штраф в размере 10 000 рублей




 

Как рассчитать налог на имущество по кадастровой стоимости.

31 октября 2016

УФНС разъяснило, как поступать, если Росреестр исправил техническую ошибку в стоимости объекта. 

Порядок действий зависит от даты, когда в реестр попали ошибочные сведения о стоимости - до или после 1 января 2015 года. 

 

1. До 1 января 2015 года. 

1.1. Если стоимость после исправления выросла, налог с увеличенной базы нужно платить только начиная со следующего года. Например, Росреестр устранил неточность в 2015 году, тогда налог надо считать по новой стоимости с 2016 года. 

1.2. Если стоимость недвижимости уменьшилась, пересчитать налог на имущество можно начиная с даты, когда произошла ошибка. Декларации можно уточнить после того, как Росреестр внес в кадастр новую стоимость. Переплату организация вправе вернуть или зачесть. 

 

2. После 1 января 2015 года. 

Налог на имущество надо пересчитать по новой стоимости начиная с года, в котором в кадастр попали неверные сведения. 

 

Такие правила действуют с 1 января 2015 года (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).

Не важно, уменьшилась стоимость или увеличилась - декларации за прошлые периоды нужно уточнить. Если здание подорожало, надо доплатить только налог. Пени перечислять не нужно. Ведь компания занизила налог не по своей вине, а из-за ошибки Росреестра.

Надзорные каникулы для малого бизнеса. Разъяснение законодательства

29 декабря 2015

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены изменения.