Предложения по проекту Федерального закона № 601732-7
	«О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)
	Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Е.Г. Гнётовой.
	(Предложения подготовлены с учетом консультаций
	с уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах РФ
	и мнения предпринимательского сообщества)
| № п/п | Ссылка с указанием страниц, статей, пунктов и т.д. Проекта | Редакция Проекта ФЗ № 601732-7 | Предлагаемая редакция | Обоснование | 
|---|---|---|---|---|
|  | (абз. 3 на стр. 15 Проекта) 
 (п. 9 ст. 10 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю с использованием стационарных торговых объектов, вправе размещать без проведения торгов выносные временные конструкции и (или) оборудование для выкладки и реализации продукции на территории, прилегающей к стационарному торговому объекту. | 
 | Для единообразия толкования данного пункта необходимо уточнить определение понятия – «выносные временные конструкции» | 
|  | (п. 2 на стр. 17 Проекта) 
 (п. 2 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | 
					2.Подготовка проекта схемы размещения торговых объектов осуществляется по решению соответствующего органа местного самоуправления с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, включая соблюдение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и компенсацию дефицита стационарных торговых объектов, а также при условии  | 2.Подготовка проекта схемы размещения торговых объектов осуществляется по решению соответствующего органа местного самоуправления с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, включая соблюдение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и компенсацию дефицита стационарных торговых объектов, а также при условии отсутствия препятствий для свободного движения пешеходов и проезда спецавтотранспорта к объектам торговли, комплексному развитию территории и формированию благоприятной городской среды. 
 | Уточнение в редакции более прозрачно определяет критерии, необходимые для подготовки проекта схема размещения торговых объектов | 
|  | (абз. 3 на стр. 17 Проекта) 
 (абз. 2 п. 2 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | 
					Схема размещения торговых объектов должна соответствовать  | Схема размещения торговых объектов должна соответствовать правилам благоустройства территории и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности. | Документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, регулируют отношения в сфере градостроительной деятельности для земельных участков и объектов капитального строительства. Использование данных оснований при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов считаем нецелесообразным | 
|  | (абз. 5 на стр. 18 Проекта) 
 (абз. 5 п. 3 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | После слов «указание на то, что место размещения является общедоступным для осуществления торговой деятельности с использованием нестационарных торговых объектов или развозной торговли любыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями» дополнить следующим абзацем «Сведения о свободных местах от прав третьих лиц в схеме размещения нестационарных торговых объектов» | 
 | Считаем целесообразным дополнить с целью информирования субъектов предпринимательской деятельности о свободных местах в схеме размещения нестационарных торговых объектов | 
|  | (абз. 4 на стр. 19 Проекта) 
 (абз. 2 п. 5 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | если нарушены правила землепользования и застройки, правила благоустройства территории, установленные ограничения использования территорий, а также правила пожарной безопасности, санитарные правила, гигиенические и экологические нормативы; 
 | исключить | Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли | 
|  | (абз. 5 на стр. 19 Проекта) 
 (абз. 3 п. 5 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | если такое размещение препятствует свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной и (или) транспортной инфраструктуры, а также препятствует движению пешеходов и (или) транспортных средств; 
 | исключить | Данный пункт дублирует действующие требования правил противопожарного режима в РФ, строительных норм и правил и иных нормативно-правовых актов | 
|  | (абз. 1 на стр. 20 Проекта) 
 (абз. 4 п. 5 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | если такое размещение создает угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью граждан, а также имуществу физических и юридических лиц; 
 | исключить | Разработчик ссылается на неопределенный перечень требований, правил и нормативно-правовых актов | 
|  | (абз. 4 на стр. 20 Проекта) 
 (абз. 7 п. 5 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | Органы местного самоуправления вправе установить дополнительные основания, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов. 
 | исключить | Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли | 
|  | (п. 9 на стр. 23 Проекта) 
 (п. 9 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | 9. Проект схемы размещения торговых объектов до утверждения схемы размещения торговых объектов подлежит опубликованию на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и рассмотрению на общественных обсуждениях с участием населения, проживающего в соответствующем муниципальном образовании, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заинтересованных в размещении нестационарных и мобильных торговых объектов, в установленном законодательством Российской Федерации порядке с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. 
 | исключить | Проведение общественных обсуждений распространяет свое действие в сфере градостроительной деятельности для земельных участков и объектов капитального строительства. Использование данных оснований при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов считаем нецелесообразным | 
|  | (п. 10 на стр. 23 Проекта) 
 (п. 10 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | 10. Срок проведения общественных обсуждений для рассмотрения проектов схем размещения торговых объектов не может превышать два месяца со дня опубликования оповещения о начале общественных обсуждений до дня опубликования результатов общественных обсуждений. 
 | исключить | Проведение общественных обсуждений распространяет свое действие в сфере градостроительной деятельности для земельных участков и объектов капитального строительства. Использование данных оснований при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов считаем нецелесообразным | 
|  | (п. 11 на стр. 23 Проекта) 
 (п. 11 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | 11. Органы местного самоуправления вправе установить перечень случаев, при которых включение места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта в схему размещения торговых объектов не подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях. 
 | исключить | Проведение общественных обсуждений распространяет свое действие в сфере градостроительной деятельности для земельных участков и объектов капитального строительства. Использование данных оснований при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов считаем нецелесообразным | 
|  | (абз. 4 на стр. 24 Проекта) 
 (пп. 3 п. 12 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | 3) в случае возникновения оснований, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующих мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов. | 3) в случае возникновения оснований, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующих мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов. Данный пункт не распространяет свое действие на ранее возникшие договорные отношения. 
 | Необходимо ввести уточнения для действующих договоров на размещение | 
|  | (абз. 2 на стр. 25 Проекта) 
 (абз. 2 п. 13 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | Места размещения нестационарных торговых объектов и мобильных торговых объектов, расположенных в границах земельных участков, находящихся в собственности или во владении и пользовании граждан и юридических лиц (на праве постоянного (бессрочного) пользования, или на праве безвозмездного пользования, или на праве пожизненного наследуемого владения, или по договору аренды), подлежат включению в схему размещения торговых объектов в соответствии с частью 14 настоящей статьи. 
 | исключить | Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли, а также граждан и юридических лиц во владении и пользовании которых находятся земельные участки | 
|  | (абз. 3 на стр. 25 Проекта) 
 (абз. 3 п. 13 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | Порядок рассмотрения заявлений, указанных в абзаце первом настоящей части, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Срок рассмотрения такого заявления составляет тридцать календарных дней со дня его поступления в орган местного самоуправления. 
 | исключить | Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли, а также граждан и юридических лиц во владении и пользовании которых находятся земельные участки | 
|  | (абз. 4 на стр. 25 Проекта) 
 (абз. 4 п. 13 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | Орган местного самоуправления отказывает заявителю во включении предполагаемого места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта в схему размещения торговых объектов при наличии оснований, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в том числе дополнительных оснований, устанавливаемых в соответствии с частью 5 настоящей статьи органами местного самоуправления. 
 | исключить | Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли, а также граждан и юридических лиц во владении и пользовании которых находятся земельные участки | 
|  | (п. 14 со страницы 26 по страницу 33 Проекта) 
 (п. 14 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | 
 | Исключить полностью | Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли, а также граждан и юридических лиц во владении и пользовании которых находятся земельные участки | 
|  | (абз. 2 на стр. 33 Проекта) 
 (п. 15 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | 15. В случае признания места размещения торгового объекта общедоступным местом размещения торговых объектов в соответствии с настоящим Федеральным законом сведения об этом вносятся в схему размещения торговых объектов в течение десяти календарных дней со дня признания торгов несостоявшимися. Сведения об общедоступности места размещения исключаются из схемы размещения торговых объектов в течение десяти календарных дней со дня заключения договора на размещение нестационарного или мобильного торгового объекта в соответствии с частью 6 статьи 10.4 настоящего Федерального закона. В этих случаях общественные обсуждения по вопросу о внесении указанных изменений в схему размещения торговых объектов не проводятся. 
 | 
 | Требуется конкретизация понятийного аппарата «общедоступных мест размещения» | 
|  | (пп. 6 на стр. 36 Проекта) 
 (пп 6 п. 3 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | 6) запрет на передачу или уступку хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, прав по договору на размещение третьим лицам и осуществление третьими лицами торговой и (или) иной деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта; 
 | 6)запрет на передачу или уступку хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, прав по договору на размещение третьим лицам и осуществление третьими лицами торговой и (или) иной деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта, возникших из договора, заключенного по результатам торгов; | Данный пункт не позволяет предпринимателям планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу. 
 | 
|  | (пп. 9 на стр. 37 Проекта) 
 (пп. 9 п. 3 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | 9) возможность расторжения договора на размещение в случае неисполнения хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, обязательства по осуществлению в нестационарном или мобильном торговом объекте торговой деятельности (оказанию услуг общественного питания или бытовых услуг) в течение пятнадцати календарных дней подряд при наличии вины (умысла или неосторожности) такого хозяйствующего субъекта; 
 | исключить | Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли. Вызывает сомнения правомерность установки умысла. | 
|  | (п. 7 на стр. 38 Проекта) 
 (п. 7 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | 
					7. Договор на размещение заключается на срок не менее 5 лет,  | 7. Договор на размещение заключается на срок не менее 5 лет, в пределах срока действия схемы и дополнительно на новый срок, без проведения торгов по заявлению хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность и являющегося стороной данного договора при условии надлежащего исполнения договора. | Введение однократного продления договора на размещение в текущей редакции Проекта не учитывает права предпринимателей, добросовестно исполняющих договорные обязательства и не позволяют им планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу. Делает экономически нецелесообразным размещение объектов с утвержденным внешним обликом | 
|  | (п. 8 на стр. 39 Проекта) 
 (п. 8 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | 
					 8. Размер платы за размещение нестационарного или мобильного торгового объекта при заключении договора на размещение на новый срок  
 | 8. Размер платы за размещение нестационарного или мобильного торгового объекта при заключении договора на размещение на новый срок утверждается муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления 
 
 | Считаем применение данной методики для нестационарных торговых объектов не целесообразной. | 
|  | (п. 9 на стр. 39 Проекта) 
 (п. 9 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | 
					 9. Договор на размещение расторгается по соглашению сторон или  
 | 9. Договор на размещение расторгается по соглашению сторон или по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и договором на размещение. 
 | Дублирует положения гражданского кодекса Российской Федерации | 
|  | (пп «б» пп 2 п. 10 на стр. 40 Проекта) 
 (пп «б» пп 2 п. 10 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | б) неоднократного (повторного) нарушения хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, существенных условий договора на размещение. 
 | б) двухкратного и более нарушений хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, существенных условий договора на размещение по основаниям указанным в подпунктах 1 - 4, 7 пункта 3 статьи 102. 
 | Предлагаем конкретизировать основания для расторжения | 
|  | (п. 11 на стр. 40 Проекта) 
 (п. 11 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | в случае расторжения договора на размещение по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 части 10 настоящей статьи, - в течение пятнадцати календарных дней со дня исключения соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов; 
 | исключить | Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли | 
|  | (абз. 3 на стр. 41 Проекта) 
 (абз. 4 п. 11 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | Договор на размещение считается расторгнутым по истечении тридцати календарных дней со дня направления соответствующим органом местного самоуправления или хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, уведомления о расторжении договора о размещении. 
 | Договор на размещение считается расторгнутым по истечении тридцати календарных дней со дня направления соответствующим органом местного самоуправления или хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, уведомления о расторжении договора о размещении. Одновременно в уведомлении хозяйствующему субъекту предлагается устранить выявленные нарушения в установленный срок. В случае устранения выявленных нарушений в установленный срок договор на размещение считается действующим. В случае не устранения нарушений договор считается расторгнутым | В целях исключения злоупотребления со стороны органов государственной власти, а также в целях снижения административных барьеров для бизнеса считаем необходимым предусмотреть в процедуре расторжения договора на размещение направление уведомления в адрес хозяйствующего субъекта об устранении выявленных нарушений в установленный срок | 
|  | (п. 12 на стр. 41 Проекта) 
 (п. 12 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | 
					12. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, возмещается  | 12. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, возмещаются убытки, причиненные расторжением договора на размещение по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 части 10 настоящей статьи, в соответствии с положениями статьи 15 ГК РФ. 
 | Пункт приведен в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации | 
|  | (п. 13 на стр. 43 Проекта) 
 (п. 13 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | 13. При расторжении договора на размещение в случае исключения соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов вследствие установления в соответствии с частью 5 статьи 10.1 настоящего Федерального закона органами местного самоуправления дополнительных оснований, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующего места размещения, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность на таком месте размещения, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации возмещаются убытки, причиненные расторжением такого договора. 
 
 | 13. При расторжении договора на размещение в случае исключения соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов вследствие установления в соответствии с частью 5 статьи 10.1 настоящего Федерального закона органами местного самоуправления дополнительных оснований, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующего места размещения, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность на таком месте размещения, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации возмещаются убытки, причиненные расторжением такого договора, включая упущенную выгоду. 
 
 | Пункт приведен в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации | 
|  | (п. 1 на стр. 49 Проекта) 
 (п. 1 ст. 105 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | 
					 1. В случае исключения места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов в случае возникновения оснований, предусмотренных частью 5 статьи 10.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предоставляется право на осуществление торговой деятельности в компенсационном месте в пределах срока действия договора на размещение или договора, предусматривающего передачу нестационарного торгового объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, во владение и пользование 
 | 1. В случае исключения места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов в случае возникновения оснований, предусмотренных частью 5 статьи 10.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предоставляется право на осуществление торговой деятельности в компенсационном месте в пределах срока действия договора на размещение или договора, предусматривающего передачу нестационарного торгового объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, во владение и пользование. Компенсационное место выбирается хозяйствующим субъектом из числа свободных мест в Схеме или иного компенсационного места выбранного им самостоятельно | Изменение редакции данного пункта позволит гарантировать предпринимателю на получение компенсационного места | 
|  | (п. 4 на стр. 52 Проекта) 
 (п. 4 ст. 105 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) | 
					 4. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в случае отказа от заключения дополнительного соглашения, предусматривающего право осуществления торговой деятельности в компенсационном месте, вправе требовать возмещение  
 | 4. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в случае отказа от заключения дополнительного соглашения, предусматривающего право осуществления торговой деятельности в компенсационном месте, вправе требовать возмещение убытков в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации."; 
 | Пункт приведен в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации | 
