20 ноября 2018

Интервью Бизнес-омбудсмена: Факты и аргументы.

Елена Гнётова – Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия.

Назначена на должность  в декабре  2014  года.

В 1984 году закончила филологический факультет ПетрГУ, в 1999-м получила квалификацию менеджера по туризму в Балтийском международном институте туризма, прошла обучение по президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. В настоящее время заканчивает обучение на юридическом факультете Российской  академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В Петрозаводске прошла бизнес-неделя – масштабный деловой форум, посвящённый вопросам развития малого и среднего бизнеса.

- Елена Георгиевна, как вы оцениваете прошедшую бизнес-неделю?

- Положительно. Прямое общение   бизнеса и власти  – необходимо. На таких встречах в режиме диалога выявляются болевые точки, системные проблемы бизнеса. На Бизнес-форуме, который прошёл в ноябре  я была модератором и организатором двух сессий: "Финансы для малого бизнеса" и "День торговли".

Тема первой секции была посвящена вопросам защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства при обращении за льготным кредитованием по программам поддержки.

Основным спикером выступила  региональный директор департамента региональных программ МСП Банка. Она рассказала о возможностях льготного финансирования субъектов малого бизнеса. В частности, о предоставлении прямой кредитной поддержки  текущей деятельности предпринимателей:  для  пополнения оборотных средств, выплаты заработной платы сотрудникам,  для финансирования  участия в тендерах. Были представлены инструменты поддержки женского предпринимательства для тех женщин, которые хотят создать свой бизнес и уже прошли обучение по программам бесплатных тренингов для субъектов малого и среднего бизнеса, проводимых  АО «Корпорация «МСП».

Цель этой сессии была не просто рассказать о возможностях финансирования, что для бизнеса очень важно, но и дать  предпринимателям рекомендации, консультации по правильному  последующему документальному оформлению финансовой поддержки.

Были также затронуты вопросы защиты прав предпринимателей при их нарушении.

 

-Есть  ли обращения к Уполномоченному предпринимателей республики   в связи с нарушениями их прав при предоставлении финансовой поддержки?

-Такие обращения поступали и поступают. В основном в связи с отзывом органа муниципальной власти у предпринимателя выданных грантов (субсидий) на открытие своего дела.
Начинающий  предприниматель, как правило, не имеет опыта в предпринимательстве. Иногда, участвуя в конкурсе на предоставление субсидии, предприниматели  берут  на себя обязательства по увеличению количества работников,  увеличению налоговых отчислений по результатам деятельности, но не всегда могут  эти обязательства выполнить. В случае недостижения  указанных в бизнес- плане  обязательств, некоторые органы муниципальной власти считают возможным требовать полного возврата выданной субсидии.

 

- Есть ли у Вас положительные решения в пользу предпринимателей?

-  Всего за 2017 и 2018 год 38 судебных решений в пользу предпринимателей. Во многих судебных процессах я вступала в дело на стороне предпринимателя (ответчика) третьим лицом, не заявляющим  самостоятельных требований относительно предмета спора.  В частности, удалось доказать, что недостижение показателей бизнес-плана не может являться  основанием возврата полной суммы субсидии. А это, как правило, от ста до трёхсот тысяч рублей.  Бюджетный  Кодекс РФ предусматривает возврат субсидий  лишь при нецелевом использовании средств.

В тех случаях, когда ко мне обращались предприниматели, средства ими   были использованы  на финансирование затрат в соответствии с бизнес - планами, отчёты о целевом использовании субсидий были своевременно представлены, и нецелевого использования  средств субсидий  выявлено не было. Права предпринимателей были восстановлены.

 

- Какие ещё проблемы при предоставлении финансовой поддержки обсуждались на мероприятии с предпринимателями?

-Наличие  неоплаченных налоговых обязательств, в том числе  штрафов и пеней являются основанием для отказа в выдаче финансовой и имущественной помощи. Иногда такие суммы очень маленькие, а срок для их погашений не предусмотрен в федеральном законодательстве. Выявив совместно с предпринимателями эту проблему, было высказано предложение о внесении изменений в закон о возможности погашения неустоек. Эта  системная проблема касается не только предпринимателей республики, такие же вопросы ставят и субъекты малого бизнеса из других регионов. Эту  проблематику буду выносить для обсуждения на федеральном уровне на конференции региональных уполномоченных для того, чтобы обсудить с коллегами и предложить изменения в законодательство на федеральном уровне.

 

- Вы также упомянули о  Дне  торговли. Какие вопросы предпринимателей обсуждались на этом мероприятии?

-Большинство субъектов малого бизнеса республики работает в сфере торговли, поэтому было решено посвятить обсуждению вопросов торговой деятельности отдельное мероприятие. Специалисты из разных органов власти знакомили представителей бизнеса с реализацией нововведений законодательства:  в области перехода на онлайн-кассы, особенностями работы с автоматизированной  системой  «Меркурий» - программой, позволяющей отказаться от бумажных ветеринарных сертификатов  и создать полную систему прослеживаемости продукции в России.

Отдельная тема была посвящена регулированию алкогольной продукции и проблеме при работе с системой ЕГАИС. Представители Росалкогольрегулирования (РАР) России отвечали на  вопросы предпринимателей, давали консультации по конкретным проблемам.

Были затронуты вопросы нестационарной торговли. А  специалисты Роспотребнадзора рассказали о переходе ведомства  на риск-ориентированный подход при организации проверок  субъектов бизнеса.

Прошла встреча предпринимателей с экспертом по вопросам тарифного регулирования Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Эксперт по Тарифам Алексей Малозёмов до приезда в республику изучил поступившие жалобы предпринимателей  в связи с установлением новых нормативов    на вывоз и утилизацию твёрдых коммунальных отходов (ТКО), а также по договорным отношениям между предпринимателями и региональным оператором. Предприниматели жаловались на отсутствие возможности учета ТКО, исходя из фактического количества и объема мусора. Предприниматели обращались к Уполномоченному, указывая, что договоры, которые они обязаны заключить с региональным оператором, не учитывают альтернативных методов накопления ТКО, предусмотренных Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2018 №505. Согласно Правилам, потребители вправе учитывать объемы вывозимых региональным оператором отходов как с применением нормативов, так и исходя из количества и объема контейнеров, установленных на площадке накопления потребителя.

Проблема, поднятая предпринимателями, была обсуждена с участием Уполномоченного и федерального эксперта на площадке Общественной палаты Карелии. По результатам встречи предпринимателям было пояснено, что за применением методики коммерческого учета объема отходов могут обращаться как юрлица, уже заключившие договор с региональным оператором, так и те, кто будет обращаться в адрес регионального оператора ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» впервые. Таким образом, предпринимателям  предложена  альтернатива  расчётов - либо по нормативу, либо по факту.

Надо сказать, что участники мероприятия, организованного с участием А.Малозёмова    получили максимальную информацию и консультацию по вопросам, касающихся заключения договоров на вывоз и утилизацию ТКО, а также по вопросам исключения  штрафов и пени на авансовые платежи из договоров с ресурсоснабжающими организациями. Многие проблемы удалось решить практически сразу после прошедшей встречи.

 

- В мае мэрия города издала постановление, регламентирующее размещение вывесок на фасадах зданий. Вы не считаете, что оно затруднило жизнь предпринимателей?

- После того, как Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 8 мая 2018 года N 1320 «Об утверждении Положения о порядке размещения и оформления вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа» вступило в законную силу, ко мне стали поступать обращения предпринимателей, которые высказывали мнение о наличии  завышенных требований к вывескам на территории Петрозаводского городского округа.

Мной было инициировано проведение обсуждения этого документа с  экспертами, которые имеют сертификацию в Министерстве юстиции на  проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Это мероприятие состоялось в Петрозаводске 13 ноября с приглашением заинтересованных лиц.

Было высказано мнение, что вывеска является формой предоставления обязательной для потребителя информации, не относится к категории «рекламная конструкция». Правовые основы регулирования вывески установлены Законом "О защите прав потребителей". По этой причине вывеска не является рекламой, и правомочия  органов местного самоуправления не могут распространяться на требования к вывескам.

Эксперты  также обратили  внимание на то, что в постановлении  использована терминология, не применяемая в законодательстве РФ: "логотип", "фирменный знак". Чтобы сделать обоснованный  вывод о содержании в  Постановлении коррупциогенных факторов, необходимо провести  соответствующую экспертизу. В случае  установления нарушений, мною будет принято решение по обращению в Прокуратуру города.

 

- Недавно в Петрозаводске начали убирать незаконно установленные ларьки. Можно было найти более мягкое решение?

- Вы подняли важный и актуальный вопрос. Но этот вопрос связан прежде всего с установлением законности или самовольности возведения нестационарного торгового объекта (НТО). Многие предприниматели устанавливали НТО в далёкие 2000 годы, заключая договоры аренды земельных участков на короткий срок. Эти договоры давно закончились и перешли в статус заключённых на неопределённый срок.

Сейчас кардинально изменилось законодательство. В 2015 году  в Земельный Кодекс РФ внесли изменения, согласно которым заключать договор аренды земли для размещения НТО нет необходимости, достаточно внести такой торговый объект в схему размещения НТО и получить разрешение на его установку. Также в федеральном Законе о торговле содержится норма, которая указывает, что если НТО был размещён до разработки  такой схемы органом власти, он должен быть в неё включён.

Поэтому вопрос о законности или незаконности размещения НТО надо рассматривать в каждом конкретном случае, изучая документы, имеющиеся в наличии у предпринимателя. Предлагаю предпринимателям обращаться к Уполномоченному и в случае установления нарушений законных прав и интересов, мы поможем восстановить нарушенные права.

 

- В июле Вы помогли отменить штраф предпринимателю из посёлка Чална-1, который якобы самовольно занял земельный участок.

- Да, в 2015 году в поселении утвердили схему размещения торговых объектов, в которую объект данного бизнесмена был включён, а запрета на его установку он не получал. Никакого договора аренды – в соответствии с земельным кодексом – от предпринимателя права требовать не имели. В итоге суд признал штраф в 50 тыс. руб. незаконным и вынес постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

 

- А о каких ещё случаях из практики Вы можете рассказать?

- К примеру, в этом году ко мне обратился предприниматель, от которого энергоснабжающая компания требовала оплатить задолженность в размере более 2 млн руб. как безучётное потребление. В рамках судебного разбирательства удалось доказать исправность принимающего  устройства и приборов  учёта, а также отсутствие фактов  вмешательства предпринимателя  в работу данных приборов учёта. Арбитражный суд Республики Карелия удовлетворил требования предпринимателя о незаконности требований по безучетному потреблению электроэнергии.

 

- Какое количество жалоб и обращений поступает к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Карелия?

- Число обращений за время моей работы близится к трём тысячам. Если говорить о динамике, то в 2015 и 2016 годах было зарегистрировано порядка 600 обращений, а в прошлом году – около 800.

 

- И что больше всего беспокоит предпринимателей?

- В первую очередь это вопросы, связанные с земельными и имущественными отношениями. Таких жалоб  примерно четверть от общего числа. В 2016-2017 году каждая шестая жалоба была связана  проверками  контрольно-надзорных органов. В 2018 году число таких жалоб значительно уменьшилось. Связываю эту тенденцию с реформами контрольно-надзорных органов, введению  риск-ориентированного подхода к проверкам, надзорными каникулами.

Приблизительно в стольких же случаях бизнес просит разобраться с нарушениями в тарифной сфере. С проблемами в исчислении страховых взносов и налогов предприниматели сталкиваются в 10% случаев.

 

- На днях приняли закон о самозанятых, он будет апробирован пока что в четырех регионах. Как вы считаете, пойдёт ли он на пользу? И продиктован ли он только желанием увеличить налоговые поступления?

- Закон о самозанятых гражданах принимался долго и трудно. То, что он введён пока для  апробации в четырёх регионах, говорит о том, что вероятно, закон будет требовать  корректировки в зависимости от практики его применения.

Предполагаю, что будут определённые сложности с   легализацией самозанятых граждан и администрированием. Пока  не ясно как самозанятые будут учитывать свои доходы. У них  нет обязанности по применению онлайн-касс, бланков строгой отчётности.

Могу только сказать, что эту сферу, конечно, нужно определённым образом регулировать, предложив  такие условия, чтобы легализация деятельности самозанятых граждан  была  выгодной. Самозанятые граждане должны выйти из "тени" и стать полноправными членами общества, которые могут участвовать в пенсионной системе, брать потребительские кредиты, вступать в официальные отношения с государством.

Институт уполномоченных предлагал уведомительный порядок регистрации через МФЦ или интернет-приложения с оплатой  фиксированного платёжа, не привязанного к доходу. А  администрирующий орган мог бы распределять внесённую плату без участия плательщика: скажем, часть в пенсионный фонд, часть в фонд социального страхования. Такой порядок позволил бы освободить самозанятых от отчётности.

 

- Почему вообще взялись за самозанятых?

-  Доля теневой экономики в России крайне велика. Добросовестные предприниматели часто обращаются с жалобами на то, что теневые бизнесмены составляют им недобросовестную конкуренцию, демпингуют, уменьшая  цены на свои услуги, при этом не неся  никаких обязанностей перед бюджетом.

По факту занимаясь  аналогичной деятельностью: продажей товаров или оказанием услуг, не формируют доходную часть бюджета, которая могла бы идти на те же социальные нужды, а ведь именно на налоги строят, скажем, детские сады, больницы, которыми пользуются все граждане.

 

- Но есть ли возможности для исполнения закона о самозанятых?

- Рецепт, наверное, такой:  простое регулирование, отсутствие проверок и обязанности  сдачи  отчетности, выгодность приобретения статуса "самозанятый", возможность пользоваться инструментами государственной поддержки: имущественной, финансовой, консультационной.

 

- Есть ли подобные примеры в других странах?

-Самозанятые - это термин, который существует во всем мире, производное от self-employed. Если мы посмотрим, например, на соседнюю Финляндию, то увидим, что там невозможно нелегально работать. Конечно,  большое значение имеет иной уровень правовой культуры граждан, устоявшееся законодательство, поддержка любой экономической инициативы. Считаю, что в России положено начало легализации самозанятости и процессы эти положительные.